Сущность и содержание понятия геоэкологического мышления

Материалы о педагогике » Мышление в школьном курсе географии » Сущность и содержание понятия геоэкологического мышления

Страница 2

Второй этап – этап конкретных базисных знаний.

Задачи второго этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников:

Развитие представлений и гармонии движений.

Дальнейшее развитие воображения.

Закрепление и углубление знаний об окружающем мире природы и ее явлениях.

Изучение основ интерпретации движения.

Реализация мыслительной деятельности в гармонии движений.

Начало изучения природы родного края.

Целенаправленное развитие мышления в процессе обучения дополняется косвенным воздействием на ум ребенка посредством организации экскурсий и наблюдения природных явлений. Основы геоэкологического мышления начинают закладываться вместе с развитием биологического мышления посредством изучения ребенком разнообразия мира, сравнения форм, красок, свойств изучаемых объектов, простой работы по уходу за растениями и животными и развития фантазии ребенка.

Во внеклассной работе реализуется система мероприятий на закрепление полученных знаний об окружающем пространстве посредством экскурсий, просмотра видеофильмов на экологические темы. Необходимо создать систему ознакомительно-познавательных экскурсий по изучению природы своего края, особенностей культуры, памятников и различных достопримечательностей. Одним из существенных недостатков современной учебно-воспитательной работы является отсутствие целенаправленной работы по формированию социальной и геоэкологической активности личности ребенка и развитию его чувств.

Третий этап – предсистемный – этап начала формирования научной картины мира (5–7 кл.). Цель: осмысление живого, начало формирования природоохранного мышления.

Девиз: «Познаем. Общаемся. Развиваемся».

Задачи третьего этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников:

1. Углубление знаний о живой природе.

2. Формирование устойчивого интереса к определенной сфере деятельности.

3. Подробное изучение ландшафтов и живой природы родного края.

В процессе изучения естествознания, биологии у учеников развиваются необходимые способы логического, естественнонаучного мышления. В этот период очень важно сохранить любознательность ребенка и систематически учить его культуре умственной деятельности. Развитию геоэкологического мышления в этот период должно уделяться особое внимание. Оно формируется на основе биологического мышления. На учебных занятиях и во внеклассной работе ребенку предъявляются различные задания на установление прямых взаимосвязей между особенностями строения организма и его поведением, образом жизни и средой обитания. Особенно важно в ходе обучения предлагать различные задания на понимание скрытых взаимосвязей между почвой и растениями, между отдельными явлениями живой и неживой природы, изучаются физико-химические основы их.

Учебные занятия и кружковая работа должны сочетаться с экологическими играми и походами по изучению родного края. Много внимания должно уделяться физическому развитию ребенка, мотивации стремления к физическому развитию посредством необходимости преодоления препятствий на экскурсиях, посредством соответствующей постановки агитационной и пропагандисткой деятельности. В кружковой работе большое внимание уделяется развитию эмоций, общению ребенка с животными, уходу за растениями, развитию трудовых навыков, умениям проводить элементарные наблюдения и вести дневники. Желательно привлекать детей к различным акциям по выявлению отрицательного воздействия общества на окружающую среду, к мероприятиям по очистке территории и т.д.

Четвертый этап – формирование основ системного мышления.

Девиз: «Познаю, развиваюсь, открываю».

Цель: развитие основ научного мышления.

Задачи четвертого этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников:

1. Представить возможности ребенку раскрыть себя, сформировать у себя интерес к определенной сфере деятельности.

2. Формировать основы экологического мышления

3. Углубленное изучение учебного материала.

4. Развитие творческих способностей школьников.

Один из самых ответственных этапов в формировании личности ребенка. Образовательная деятельность в области естествознания должна сочетаться с активным участием ребенка в работе кружков в учреждениях дополнительного образования. Необходимо представить ему возможность удовлетворять свое любопытство и совершать операционно-практическую деятельность. Обязательным условием организации воспитательной работы в данный период является формирование чувства Родины. Поэтому большое внимание должно уделяться краеведческой работе, общению с животными и растениями, организации экскурсионной деятельности и совершенствованию физического развития ребенка. В этот период особенно важно умело направлять, принуждать подростка к определенным занятиям, к которым у него есть склонность. Постепенно у него закладываются основы геоэкологического мышления.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Контингент детей в школе V вида
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся ...

Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению
Одним из важнейших условий успешной психологической адаптации в период младшего школьного возраста является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность ...

Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала
Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100-200-кратном повторении изучаемого. Период осмысления надо растягивать на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев. Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебног ...

Навигация