Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Материалы о педагогике » Проблемы устранения заикания и выявление эффективных приемов его преодоления » Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Страница 2

Одним из средств оздоровления речи заикающихся дошкольников являлась логопедическая ритмика. Первоначально проводились вводные упражнения, с целью привить детям навыки умения ходить в различных направлениях, приучали ориентироваться в пространстве и коллективе. Этим упражнениям придавался характер игры. Музыкальное сопровождение регулировало темп и характер движения, то медленных, то быстрых, то плавных, то отрывистых. Так как правильное физическое развитие очень важно для заикающихся, в занятия включались упражнения, регулирующие мышечный тонус детей. Использовались различные упражнения, снимающие напряжение: встряхивание кистями рук, качание рук назад и вперед, поочередное раскачивание ног и другие. В занятия включались упражнения, активизирующие внимание, которые проводились в форме игры. Например предлагалось такое упражнение: дети были заранее осведомлены о характере музыки для прыжков зайчиков, полета птичек, галопа лошади. Звучание разнохарактерной музыки должно было вызвать у них ту или иную двигательную реакцию. Этим достигалось быстрое переключения с одного движения на другое, внимательное отношение к музыке. Также использовались задания на запоминание (движений или пути); на координацию движений (одновременное выполнение противоположных движений рук и ног); на торможение (внезапная остановка при ходьбе или беге); на элементарное ознакомление со счетом (самостоятельное образование кругов по 2,3,4 человека). Обязательно включались упражнения, воспитывающие чувство ритма. Задания этого раздела заостряли внимание детей на эмоциональном содержании музыки, на ее форме и фразировке. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи использовались для упорядочения характера и темпа движений. Эти упражнения проводились только в сопровождении музыки или пения. Детям обязательно предлагалось выполнение речевых упражнений, которые представляли собой цепь заданий на координацию слова с движением и музыкой. Здесь использовалась общность выразительных средств музыки и разговорной речи. Применялись также двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные с словесным стихотворным ритмом. Все речевые задания увязывались со ступенями речи, используемыми логопедом при перевоспитании речи. Речевые задания постепенно усложнялись в определенном порядке, начиная с речи отраженной, переходя к вопросам и ответам и так далее до спонтанной эмоциональной речи. На всех занятиях по логоритмике присутствовал логопед, который наблюдал за поведением и речью детей в обстановке, отличающейся от групповых занятий. Заключительные упражнения имели цель привести детей в спокойное состояние после некоторого физического и психического напряжения предыдущих заданий. Проводилась спокойная маршировка в различных направлениях. роль вожака предоставлялась то одному, то другому ребенку. Также детям предлагалось слушать музыку. при чем выбирались музыкальные отрывки, доступные их пониманию, вызывающие в их сознании определенные образы и представления. Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимало пение. В выборе песен учитывались следующие обстоятельства:

содержание и текст песни: чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий детей;

длительность фраз: вначале выбирались песни, имеющие короткие предложения, а позднее - более длинные;

темп и динамика: необходимо менять темп, не избегая быстрого, чередовать песни с тихим и громким звучанием; обращать особое внимание на плавность пения, на своеобразие ритмического рисунка.

Все разделы по логопедической ритмике были взаимосвязаны.

Работа по воспитанию правильной речи включала следующие этапы:

1) Сопряженная речь, когда слово или фразу дети произносили вместе с логопедом. Для этих занятий логопед использовал серии игрушек и картинок с изображением хорошо знакомых детям предметов.

2) Отраженная речь, когда дети повторяли слово или фразу за логопедом. Материалом для этих занятий служили также наглядные пособия: игрушки и разнообразные предметные и сюжетные картинки с изображением одного или нескольких действующих лиц, различные детские лото (лото профессий, зоологическое и другие). Для борьбы с прерывистостью дыхания использовалось чтение небольших, понятных по смыслу, без трудных слов и с четким ритмом стихов.

3) Ответы на вопросы по знакомым картинкам отличался от отраженной речи тем, что при ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении дети произносили самостоятельно. Каждое задание, каждый вопрос специалист формулировал так, чтобы детям не было трудно на него ответить. Вопросы задавались с учетом структуры речевого нарушения.

4) Самостоятельное описание картинок начиналось с описания уже знакомого материала: игрушек, различных предметов, картинок. Проводились занятия, на которых дети сами активно действовали: рисовали, лепили, а затем говорили о том, что нарисовано, сделано. При подготовке материала для занятий дети должны были сказать, что взяли для рисования или лепки. Активным диалогом логопед направлял внимание детей на то, имеются ли все необходимые для занятий материалы. Процесс рисования тоже комментировался, готовый рисунок еще раз описывался.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Постоянные магниты. Магнитное поле земли
Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока. Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на не ...

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...

Учебные проекты по географии
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно. Создан цикл учебных проектов по теме "Как люди от ...

Навигация