Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей

Материалы о педагогике » Гендерные представления младших школьников из неполных семей » Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей

Страница 1

В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи.

1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.

2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных классов, социальным педагогам, психологам, студентам педагогических колледжей.

Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ №2 города Тотьма и МОУ «Начальная школа – детский сад» поселка Текстильщики в сроки с 11.01.2010 по 13.02.2010 года.

В исследовании принимали участие учащиеся 3–4 классов в возрасте от 9 до 10 лет. Было сформировано 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети из неполных семей, а в контрольную – дети из полных семей. Характеристика выборки представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика выборки

Испытуемые

Полные семьи

Неполные семьи

Общее количество

Мальчики

12 (20%)

20 (33%)

60 (100%)

Девочки

18 (30%)

10 (17%)

Таким образом, и в экспериментальную и контрольную группы вошло по 30 человек. Общее количество девочек, вошедших в группу, состоящую из детей из полных семей, составило 18 человек, мальчиков – 12. В группе, куда вошли дети из неполных семей, число девочек составляет 10 человек, а мальчиков – 20. Все дети экспериментальной группы воспитываются одной мамой.

В качестве основного метода при проведении исследования мы использовали опрос, т. к. столкнулись с проблемой отсутствия тестов по данной проблеме. Для выявления гендерных представлений детей мы применили следующие опросные методики.

1. Выбор качеств.

2. Интервью полоролевой идентичности.

3. Оценочные шкалы.

Перечень личностных качеств, из которых дети делали выбор, а также оценочные шкалы были разработаны нами. Они представлены в Приложениях 4 и 6.

Этапы исследования.

1. Подготовительный этап: планирование исследования, формирование выборки (определение экспериментальной и контрольной групп), подбор основных процедур сбора и анализа данных.

2. Основной этап: сбор данных на основе использования выбранных процедур.

3. Заключительный этап: обработка и анализ результатов, формулировка выводов и рекомендаций.

Для диагностики гендерных представлений мы использовали несколько методик. Одной из основных методик является методика выявления гендерных представлений при помощи выбора личностных качеств. Ее результаты представлены в Приложении 1, таблице 2 и на рисунках 1 и 2.

Таблица 2. Гендерные представления детей из неполных семей, выявленные на основе выбора личностных качеств

Испытуемые

Выбор качества

Гендерные представления детей

О женщинах

О мужчинах

Д

М

Всего

Д

М

Всего

Младшие школьники из неполных семей

М

12

(24%)

16

(16%)

28 (18%)

20

(40%)

31

(31%)

51 (34%)

Ф

20

(40%)

26

(26%)

46 (30%)

10

(20%)

18

(18%)

28 (18%)

А

28

(56%)

48

(48%)

76 (50%)

30

(60%)

41

(41%)

71 (47%)

Младшие школьники из полных семей

М

3

(3%)

2

(3%)

5

(3%)

44

(49%)

28

(47%)

72 (48%)

Ф

46

(51%)

31

(51%)

77 (51%)

4

(4%)

5

(8%)

9 (6%)

А

46

(51%)

22

(37%)

68 (45%)

47

(52%)

22

(37%)

69 (46%)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Вопросы общей организации труда учителя в школе
Учитель работает в коллективе, следовательно, усовершенствование его деятельности в первую очередь связано с обшей организацией труда в школе. Успех в решении этого вопроса приходит тогда, когда руководители школы, весь педагогический коллектив глубоко осознают, что ведущим направлением научной орг ...

Создание и развитие системы среднего музыкального образования в г. Белгороде
Система среднего музыкального образования в г.Белгороде представлена двумя учебными заведениями: Белгородским музыкальным училищем им. С.А.Дегтярева и Белгородским колледжем культуры искусств. Толчком для развития среднего музыкального образования был 1954 год, когда Белгород становится областным ц ...

История возникновения проектного метода обучения
Нельзя сказать, что в сфере проектирования и построения подростковых школ ничего не делается. К настоящему времени создано много альтернативных вариантов традиционному обучению, классно-урочной системе, среди них проблемно-ориентированные, открытые, проектные методы обучения и т.д. Истории известен ...

Навигация