Принципы целевого отбора текстов

Страница 1

Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистических и психологических исследований последних лет, представляется особенно плодотворным и перспективным для методики. И это не удивительно, поскольку основной задачей последних лет является обеспечение учащимся возможности осуществлять речевую деятельность на иностранном языке.

Рассмотрение речевого поведения человека, как специфической деятельности и признание (аудитивного) текста в качестве основной коммуникативной единицы, которой он пользуется в процессе этой деятельности позволяет прежде всего конкретизировать в методике содержания понятия практических целей обучения иностранному языку. Можно сказать, что часто одним из основных средств обучения устной речи является текст. Его очевидно следует трактовать как приобретение учащимся способность осуществлять речевую деятельность на иностранном языке, т.е. приобретение ими умений создавать и понимать тексты, которые всегда являются результатом этой деятельности: создавать если речь идет о продуктивных видах речевой деятельности (говорение или письмо) и понимать - если имеется в виду рецептивные ее виды (аудирование и чтение).

Основным показателем осуществления речевой деятельности является создание или понимание текста. Прежде всего текст - это коммуникативная единица. Как таковую ее характеризует наличие коммуникативного задания содержательной (тематической) стороне, но и возможным социальным ролям, в которых ему придется выступать.

В связи с изложенным оценка степени практического владения иностранным языком учащимися, его коммуникативно!"] компетенции должна основываться на оценке результатов его речевой деятельности (тех ее видов и подвидов, которыми он должен овладеть за период обучения).

Если речь идет о продуктивных видах речевой деятельности, то оценка созданного им текста осуществляется по параметрам: степень реализации продолженного (собственного коммуникативного задания, степень адекватности выбора языковых средств, правильность употребления использованных средств и темпоральные характеристики).

В рецептивных видах речевой деятельности текст выступает как объект деятельности учащегося, результатом которого является смысловое восприятие текста. Параметры оценки этого результата: степень правильности интерпретации коммуникативного намерения /задания автора воспринимаемого текста, адекватность степени полноты и точности понимания информации текста поставленной (или возникает у него самого) цели, с которой реципиент слушает или читает текст, временные характеристики процесса понимания. Выделение типов /жанров текстов и их вариантов необходимо не только для конкретизации конечных целей обучения, но и для обеспечения учебного процесса качественными, на уровне сегодняшнего дня, учебными материалами. Учебный текст, звучащий или письменный является центральным звеном любого цикла занятий на любом этапе обучения. Учебные аудитивные тексты независимо от того, составлены они авторами учебников, адаптированы или заимствованы из оригинальных источников без какой-либо обработки, должны сохранять все релевантные черты: а) текста как особой коммуникативной единицы высшего порядка; единицы, которой оперируют в процессе общения на языке (наличие коммуникативной задачи целостность) и б) типа /жанра текста. «представителем» которого он является (т.е. являть конкретную языковую и структурную реализацию определенного коммуникативного намерения /задачи). Другими словами, на любой ступени обучения; текст должен быть аналогом реального конкретного типа /жанра теста. Это положение представляется особенно важным, поскольку учебные тексты, особенно важным, поскольку учебные тексты, особенно используемые в начальных классах, строго говоря, не являются текстами - коммуникативными единицами: они, как правило, не содержат какой-либо коммуникативной задачи, а при отсутствии таковой, их завершенность носит весьма условный характер, и языковое оформление по той же причине недостаточно оправдано. Более того, содержание и языковое оформление текста, часто оказываются подчиненными языковому материалу: он составляется /адаптируется автором так, чтобы ознакомить учащихся с новыми языковыми единицами. Следствием этого является и отношение учащихся к тексту: они рассматривают его как своеобразный список лексических единиц моделей и т.д., его чтение - как понимание отдельных предложений и т.д. Рассматриваемый процесс тесно связан с определением функции текста в учебном процессе, определением его статуса.

Если обобщить функции, которые можно предписать тексту в настоящее время, то в подавляющем большинстве случаев они сводятся к следующим (перечисляются по степени распространенности в учебном процессе).

1. Функция расширения, пополнения языковых знаний учащегося, преимущественно лексических. Практическая реализация этой функции направлена на то, чтобы обратить внимание учащихся на языковые элементы текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Гигиена «физкультурной» семьи
Чтобы занятия физкультурой и спортом в семье приносили максимум пользы, укрепляли здоровье и физически развивали ее членов, необходимо строгое соблюдение гигиенических требований. Они сводятся к выполнению всеми членами семьи режима труда и отдыха, правил личной гигиены, к организации рационального ...

Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного возраста
В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них. Приор ...

Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: Р ...

Навигация