Принципы целевого отбора текстов

Страница 3

Компрессия является наиболее сложным видом обработки текста и состоит из нескольких последовательных этапов прежде всего необходимо установить количество фактов в сообщении, под фактом понимаются все события, существенные для содержания после подобной обработки текста, сохранив всю содержащуюся в них существенную информацию, станут более доступными для аудирования и запоминания.

Существует ряд требований к учебным текстам, предназначенных для аудирования:

Лучше всего воспринимаются тексты с интересной, динамичной фабулой, не перегруженные описательным материалом; тексты, для которых характерна сила эмоционального воздействия вызывающая сопереживание учащихся, логичность развития действия и сюжетная завершенность. Близость тематике, знание большого контекста способствует лучшему пониманию текста.

Тексты со сложной композицией рассказа отвлекают внимание учащихся, и тем самым затрудняют понимание смысла контекста.

Большую трудность для восприятия на слух представляют тексты, содержащие имена собственные, названия дней недели, месяцев, а также числительные.

Для понимания текста в целом большое значение имеет степень концентрации незнакомой лексики на том или ином отрезке речи. Лучше воспринимаются на слух тексты, в которых новые слова распределены равномерно.

На понимание текста оказывает влияние позиция в нем незнакомого слова.

При составлении учебных текстов для аудирования необходимо установить последовательность в предъявлении материала исходя из дидактического принципа от легкого к трудному.

В настоящее время большинство учебных текстов заимствуется из художественной литературы. Художественные тексты предназначаются авторами для чтения, поэтому они написаны по законам письменной речи и, как правило, слишком сложны для слухового восприятия как в плане языковой формы, так и смысла. В реальном общении мы весьма редко воспринимаем на слух художественные произведения.

Соответственно, данная разновидность текстов не типична для естественного устного общения и, ею не следует злоупотреблять.

Однако, ограничиться только устными текстами (к ним мы относим, помимо естественной речи учителя и учащегося выступления, интервью, беседы, дискуссии, отрывки из спектаклей, фильмов, разнообразные дикторские тексты) также не представляется возможным. Дел в том, что данная разновидность текстов весьма сложна из-за невозможности их адаптации, и из-за индивидуальных особенностей речи говорящих. Кроме того, номенклатура типов устных текстов недостаточно богата и использование только этих типов может обеднить учебный процесс и снизит интерес учащихся.

Выход из создавшегося положения был предложен О. Л. Федоровой, которая рекомендует в начале обучения аудированию использовать обработанные письменные озвученные тексты, а затем приходить к естественным звучащим текстам. Письменные двуязычные тексты могут быть использованы для обучения при условии их адаптации, т.е. приведения в соответствие с уровнем владения иностранным языком конкретным контингентом обучающихся, а также их обработки в соответствии с нормами устной речи (сокращение длины и глубины фраз, замена сложных предложений простыми, сокращение авторских отступлений). Рекомендуется, в первую очередь, использовать такие письменные тексты, которые по основным характеристикам приближаются к устным. Например, рассказ, новелла, сказка.

Говоря о письменных текстах, нельзя не остановиться на манере их озвучивания. Если текст предъявляет преподаватель, то он, как правило, его читает, при этом недостаточно выразительно. Общение было бы более естественным, если бы преподаватель его пересказывал или читал выразительно, используя паралингвистические средства (жесты, мимика). Особенно нежелательно, чтобы преподаватель читал диалогический текст.

Диалоги всегда должны озвучивать столько дикторов, сколько в произведении действующих лиц. При этом важно, чтобы мужчину озвучивал мужской голос, ребенка - детский. Из вышеизложенного следует, что диалогические тексты лучше предъявлять в записи. Что касается устных текстов, то поскольку их невозможно адаптировать, следует использовать другие приемы, обеспечивающие их доступность. К ним относятся вступления, раскрывающие ситуацию общения и дающее характеристику действующих лиц, комментарий к отдельным отрывкам текста, повторное прослушивание, зрительная опора и пр.

Известно, что естественном общении всегда используются тексты относящиеся к определенным жанрам, количество которых невелико. Поэтому весьма существенным для эффективности обучения аудированию является вопрос о жанрах учебных текстов. Как это следует из определения, все тексты, относящиеся к одному жанру, обладают сходными характеристиками как в области функции, так и логико-смысловой структуры. Этот факт приводит к важному методическому выводу: если познакомить учащихся с образцами текстов определенного жанра, показать им его коммуникативную функцию, логико-смысловую структуру и языковое оформление, понимание других текстов данного жанра будет облегчено, станет более полным, глубоким и точным. Это позволит сэкономить учебное время и усилия обучающихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Модель процесса формирования культуры делового общения
Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют ...

Сущность и структура умственных способностей
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие прип ...

Фортепианная соната – «лаборатория» бетховенского творчества
Самым значительным и излюбленным жанром фортепианной музыки для Бетховена была соната, в наибольшей мере отвечавшая симфоническому характеру его мышления. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...

Навигация