Принципы целевого отбора текстов

Страница 8

Воспринимая текст на слух, учащиеся хуже запоминают информацию, чем при чтении. Однако, главную мысль и подтекст они понимают при аудировании так же, как и при чтении. Это дает право говорить о целесообразности использования при аудировании текстов, имеющих достаточно сложную главную мысль и глубокий подтекст однако, и здесь надо соблюдать градацию трудностей. Следует учесть, что легче всего главная мысль понимается тогда, когда она сформулирована в одной фразе в начале текста, и труднее всего - когда она выражена несколькими фразами, разбросанными по всему сообщению. Рассматривая вопросы смыслового содержания текстов для аудирования нельзя не упомянуть о роли названия текста и его композиции. Удачное название, отражающее главную мысль или тему, создает версию направленности мысли, повышает достоверность вероятностного прогнозирования, возбуждает интерес, привлекает внимание. Напротив, неудачное название создает неверную направленность мысли, отвлекает внимание, затрудняет понимание. Это следует учитывать и в начале обучения использовать тексты с названиями, раскрывающими главную мысль или тему, а в дальнейшем такие названия, которые соответствуют содержанию текста. Для осмысления информации текста большое значение имеет построение сообщения, т.е. его композиция. Последовательное и логичное изложение информации способствует ее успешному приему.

Данные, полученные С. П. Золотницкой, свидетельствуют о том, что сложная композиция (разноплановость сюжетной линии, нарушение временного плана - возвращение назад, забегание вперед и т.д.) существенно ухудшает понимание. Таким образом, целесообразно в начале обучения использовать тексты с простой и ясной композицией, постепенно усложняя ее к старшему этапу. Однако и на старшем этапе не рекомендуется использовать тексты с особенно сложной запутанной композицией.

Так же как и для аудирования, основополагающим требованием к текстам для чтения является их посильность и доступность для обучающихся. Однако, посильность текста не означает легкость. Чрезмерное облегчение текста снижает его обучающую ценность. Психологи отмечают, что наиболее эффективной является такая тренировка в какой-либо деятельности, которая осуществляется в условиях высокого напряжения психики индивида, мобилизации его воли и внимания, четкого функционирования всех психических механизмов. Известно, что напряженно психика функционирует тогда, когда выполнение деятельности сопряжено с какими-то трудностями. Кроме того, чтение в отличие от аудирования поддается само регуляции, т.е. чтец может сам облегчить условия выполнения деятельности и тем самым облегчить условия выполнения деятельности и тем самым обеспечить реализацию стоящей перед ними задачи - извлечение информации. Эта особенность чтения позволяет не столь строго подходить к обработке текстов и использовать тексты более трудные, чем для аудирования. Другим важным требованием к текстам для чтения является требование обучающей ценности текста. Под обучающей ценностью текста понимается его воспитательное, образовательная и практическая ценность. Практическая ценность определяется эффективностью текста как средства формирования умений и навыков чтения.

Трудность, которую необходимо учитывать и в текстах для чтения, и в текстах для аудирования, связана с синтаксической структурой предложений и их длиной. Длинные сложные предложения с несколькими придаточными являются наиболее трудными.

Важно также учитывать корреляцию структур в родном языке учащихся и изучаемом иностранном языке: структуры, не имеющие аналогов в родном языке, являются для учащихся весьма трудными.

Не вызывает сомнения целесообразность включения в тексты для чтения незнакомого языкового материала, так же как и при обучении аудированию и по тем же причинам (необходимость читать и понимать тексты, содержащие неизученный языковой материал). Исключение составляет начальный этап, где тексты строятся только на изученном и активно усвоенном материале.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы по педагогике:

Игровые формы занятий
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду тре ...

Создание и развитие системы среднего музыкального образования в г. Белгороде
Система среднего музыкального образования в г.Белгороде представлена двумя учебными заведениями: Белгородским музыкальным училищем им. С.А.Дегтярева и Белгородским колледжем культуры искусств. Толчком для развития среднего музыкального образования был 1954 год, когда Белгород становится областным ц ...

Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех ...

Навигация