Система упражнений с текстами, отобранными для формирования речевых умений

Страница 1

Любая система представляет собой, совокупность объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем порядке элементов (частей), какого-то целостного образования.

Составными компонентами системы упражнений являются, как известно, группы, типы, виды упражнений и их расположение, соответствующее последовательности формирования навыков и умений, количество упражнений их объем и место выполнения. Из этих компонентов постоянными остаются лишь аргументированная последовательность расположения упражнений и последовательный характер формирования навыков и умений. Что касается других составляющих, то они будут изменяться в зависимости от характера аудиотекстов, языковой подготовке учащихся, сложности смысловых задач и рядом других факторов. Например, при восприятии на слух легкого текста отпадает надобность в более элементарных операциях, к которым мы относим имитацию, идентификацию синонимов, дробление текста на более мелкие смысловые куски.

Все упражнения для устной речи могут классифицироваться по двум линиям в зависимости:

- от вида речевой деятельности (говорение, слушание) для развития которой они предназначаются.

- от этапа установления сложного речевого умения говорить и слушать.

Первая линия определяет две подсистемы упражнения; одна для обучения говорению, другая - для обучения аудированию.

Рассмотрение технологии по второй линии (в дальнейшем будем иметь в виду только продуктивные упражнения) следует начать с того факта, что умение говорить на иностранном языке некоторым иноязычным лексическим инвентарем, набором структурно-грамматических операций: комплексом произносительных навыков и т.д.

Таким образом, обучение материальным элементам иностранного языка, хотим мы того или нет, является первичной, объективно неизбежной задачей, которую приходиться решать учителю.

Назначение упражнений I типа (тренировочных) - целенаправленная активизация языкового материала, результатом которой должен быть навык оперирования определенными фонетическими, лексическими и грамматическими элементами или целыми предложениями.

Сущность упражнений II типа (коммуникативных) - вторая нерегулируемая, конкретно-ненаправляемая активизация языкового материала в условиях речевой практики при решении коммуникативных и содержательных задач.

По признаку условности речевого стимула и процедуры учебной операции коммуникативные упражнения делятся на:

условно-мотивированные (например, условная беседа)

реально-мотивированные (например, дискуссия, комментирование). Это главным образом то, что в самой процедуре выполнения имеется

некоторая условность, неестественность, а речевой стимул носит искусственный, учебный характер. Участвуя, например, в условной беседе, школьники не могут не ощущать, что они выполняют именно упражнение.

В упражнениях второй разновидности мотивация речевых актов почти реальная. Здесь степень приближения речевых действий к тому, что имеет место в натуральных условиях, является самой высокой. Ряд упражнений не имеет однозначной отнесенности к названным классам и может выполняться в том, и в другом ключе.

Существенна и иная классификация, основанная на учете того, в какой речи диалогической или монологической практикуются учащиеся. Такое упражнение, как комментирование, развивает умение монологической речи, с помощью же вопросно-ответных упражнений школьники тренируются в основном в речи диалогической.

К системе коммуникационных упражнений можно отнести респонсивные упражнения. К ним могут быть отнесены три вида упражнений:

вопросно-ответные

репликовые

условная беседа

Также туда относятся и ситуативные упражнения. Они состоят из трех основных и трех «факультативных» компонентов. К постоянным относятся: 1)задание

описание ситуации

речевая реакция

К «факультативным»:

1) ключевые слова

2)вопросы

3) наглядное средство

а) речевые упражнения и подходы к ним

Речевые упражнения направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания. Важной особенностью речевых упражнений является направленность на сближение учебно-аудитивной деятельности с реальным общением.

Учитывая органическую связь речевой деятельности со всеми другими видами человеческой деятельности, естественно формировать заинтересованность в получаемом сообщении путем включения акта аудирования в более общую систему практической или теоретической деятельности использовать аудирование как источник получения данных, без которых не может быть решена задача, имеющая существенное значение для ученика. Желаемый уровень понимания может быть охарактеризован как понимание текстов разных жанров и разной степени сложности понимание основной идеи и существенных деталей; понимание явно и неявно выраженных смыслов текста; критическая оценка услышанного; образное восприятие услышанного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Реализация организационно-педагогических условий формирования мотивации как главного фактора развития креативности у школьников
Подготовительный этап опытно-экспериментальной работы В нашем случае педагогический эксперимент имеет весьма нестандартную форму. Классический педагогический эксперимент представляет собой метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности «применения отдельных методов и средс ...

Ведущие формы методической работы в детском дошкольном учреждении
Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу ...

Проблемы усвоения мужской роли
Процесс усвоения половых ролей для мальчиков и девочек проходит не одинаково. Мальчик находится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно ...

Навигация