Система упражнений с текстами, отобранными для формирования речевых умений

Страница 3

Содержание этого компонента упражнений тесно связано с характером задания, стоявшего перед учеником до прослушивания. Если задание состояло в том, чтобы наиболее полно передать другим полученную в ходе восприятия информацию, содержанием речевого действия слушающего, ставшего теперь говорящим, будет близкое к тексту воспроизведение прослушанного. Формы передачи прослушанного сообщения могут быть самыми разнообразными. Распространены ответы на вопросы учителя по прослушанному. Вопросы в диалоге и ответы на них служат целям коррекции или подкрепления в понимании смыслового содержания аудио текста; контроль понимания осуществляется поэтапно, по мере вычленения смысловых вех в содержании текста. Третье звено упражнений также различается при проведении ориентировочных и тренировочных упражнений по своему значению, так и по форме при выполнении тренировочных упражнений. Третья фаза аудитивной деятельности - это соотнесение результата с целью, которая поставлена в рамках учебной ситуации.

Этап после прослушивания служит для контроля понимания смысла текста (осуществления коммуникативного намерения и достижения коммуникативной цели слушающим): (получил / не получил нужные сведения, узнал / не узнал что-то важное), а также эффективности акта общения.

Теперь остановимся на приемах, которые следует использовать здесь:

1. Для контроля понимания:

- глобальное: определение темы текста, озаглавливание, перечисление основных фактов (составление планов, ответы или постановка вопроса к основным фактам, тест множественного выбора . )

- детальное: пересказ текста, ответы / постановка вопросов ко всем фактам текста; составление подробного плана, тест множественного выбора существенных деталей, завершение текста, придумывание начала, дополнительных фактов, описание действующих лиц, ситуаций, ролевая игра

- критическое: беседа (отношение к событиям, действующим лицам, оценка текста)

2. Для установления успешности / неуспешности акта общения: беседа, ответы на вопросы, обмен мнениями, диспут на тему, что учащиеся узнали нового, важного, полезного, интересного; осуществили ли они свое коммуникативное намерение и достигли ли общения; каковы ситуация общения, кто общается, с какой целью, достигнута эта цель по вашему мнению.

б) различные виды обсуждений (творческий пересказ, обсуждения, обмен мнениями).

Пересказ в методике рассматривается как сознательная речевая деятельность, служащая непосредственной подготовкой к свободному выражению своих мыслей и чувств. Пересказывая текст, ученик вовлекает в речевой процесс не только языковые средства, имеющиеся в тексте, но и пользуется лексико-грамматическим материалом, усвоенным им ранее.

Материал для пересказа должен быть небольшим по объему, обладать ясным и динамичным содержанием, быть несложным с точки зрения языкового оформления. Для обеспечения условной коммуникативности данного вида работы важно варьировать заданиями, которые даются учеником в связи с переложением текста. Например: а) перескажите эту историю так, как если бы вы были ее участниками; б) передайте содержание этой истории своему другу, который слышал о ней в общих чертах; в) расскажите биографию героя; г) расскажите об отношении героя к такому-то действию.

В процессе подготовки учащихся к пересказу текста учитель использует такие приемы, - как постановка выяснительных вопросов, перевод наиболее трудных мест, проработка новых лексических единиц.

A slave named Androcles once escaped from his master and fled to the forest. As he was wandering about the forest he came upon a Lion lying down moaning' and groaning. At first he turned out to run, but finding that Lion did not pursue him, he turned back and went up to him. As he came near, the Lion put out his paw, which was all swollen and bleeding, and Androcles found that a huge throne had got into it, and was causing all the pain. He pulled out the throne and bound up the paw of the Lion, who was soon able to rise and lick the hand of Androcles. Then the Lion took Androcles to his cave. But shortly afterwards both Androcles and the Lion were captured and the slave was sentenced to be thrown to the Lion, after the latter had been kept without food for several days. The Emperor and all his Court came to see the spectacle, and Androcles was led out into the middle of the arena. But as soon as the Lion came near to Androcles he recognized his friend, and licked his hand like a friendly dog. The Emperor surprised at this, invited Androcles to him and he told the Emperor the whole story. Then the slave was pardoned and freed, and the Lion let loose to his native forest «Gratitude is the sign of noble soul».

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам ур ...

Детский фольклор как культурно-исторический феномен
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания. Специалисты разного про ...

Методы и приемы формирования познавательного интереса в коллективных воспитательных делах с учащимися младших классов
Цель формирующего этапа – подобрать, обосновать и апробировать методы и приемы формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе. Цель формирования познавательного интереса в воспитательном процессе выступает интегрирующим признаком, требующим единства фу ...

Навигация