Психофизиологическая структура процесса письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Психофизиологическая структура процесса письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования

Страница 2

Письмо обеспечивается совместной работой ряда участков коры головного мозга и функциональных систем. Лобные доли участвуют в организации произвольных движений, в регуляции и планировании деятельности. Экстрапирамидный центр, расположенный в задних отделах лобных извилин, непосредственно отвечает за автоматизированную регуляцию заученных двигательных актов (напр., изображение графем). Также лобные доли участвуют в поддержании постоянного мышечного тонуса и процессах мышления.

Височная доля (слухогностический центр речи Вернике и слухопроизносительная сторона) контролирует процесс анализа-синтеза речевых звуков и организацию механизмов памяти.

Затылочные доли регулируют процессы зрительного восприятия и переработку зрительной информации.

Теменные осуществляют пространственные ориентации: нижнетеменная извилина содержит центр праксиса, отвечающий за целенаправленные действия (написание, подобие образцу), а верхнетеменная отвечает за мышечно-суставное чувство и кинестетическое восприятие и контроль, включающийся еще до зрительного контроля.

Е.Ф.Попова, анализируя функциональный состав письма, показывает взаимосвязь с процессами в функциональных системах:

– блок регуляции тонуса и бодрствования обеспечивает поддержание активного тонуса коры головного мозга. Для детей характерен медленный угасающий темп выполнения, инертность переключения с одного задания на другое, нарастание мышечного тонуса;

2 – блок приема, пеработки и хранения информации осуществляет переработку слухоречевой (фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память); кинестетической (дифференция артикулем, кинестетичский анализ графических движений), зрительной (актуализация зрительных образов букв и слов); полимодальной (ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрител-простр образов слов) информации;

3 – блок программирования, регуляции и контроля способствует эфферентной (серийной) организации движений (моторному программированию графических движений), регуляции психической деятельности (планированию, реализации и контролю акта письма). В зависимости от сочетания нарушения могут проявляться отдельно или в сочетании, от чего и будут различны типы ошибок.

А.Р.Лурией и его учениками был выдвинут ряд факторов: пространственное и квазипространственное восприятие, фонематический слух, кинестетические ощущения, кинетические процессы, осуществляющие сукцессивность двигательных актов, их плавность, переключаемость, динамический фактор и др. В дальнейшем Цветкова Л.С. выделяет иные факторы (объем восприятия, нарушение предметных образов-представлений, семантический), определяя их как процесс, имеющий иерархическое уровневое строение. В норме процесс письма осуществляется на основе сформированности слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Именно недоразвитием (распадом) ВПФ, осуществляющих процесс письма в норме, и обусловлена дисграфия.

В работе «Очерки психофизиологии письма» (1950) А.Р.Лурия раскрывает определенные операции письма.

Побуждение, мотив, задача: если у ребенка мотив к обучению грамоте не сформирован, то замысел не удерживается и в совокупности с особенностями саморегуляции, он может обрывать слова, не успевая дописать предложение.

Анализ звукового состава слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов (определение последовательности, места каждого звука: серия звучаний, соответствующая отдельным словам, выделяется при условии вычленения определенной последовательности из слышимых вариантов). На первом этапе важно проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее, в дальнейшем процессы автоматизируются («слышу – вычленяю слово – уточняю звуки»).

Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы – графемой, которая дифференцируется от других, особенно сходных графически. Для этого дошкольнику необходимо сформировать зрительный анализ и синтез, пространственные представления, ведь множество ошибок связано с тем, что ребенок не услышал, не осознал, следовательно, не перевел в графему, пропустил гласную, опустил последнюю букву и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации челов ...

Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...

Способности: понятие, сущность, закономерности, классификация
Формирование теоретической и экспериментальной психологии способностей и психодиагностики может быть отнесено ко второй половине XIX в. Одним из основоположников эмпирического подхода к решению проблем способностей стал Ф. Гальтон. В качестве основных проблем психологии способностей изначально были ...

Навигация