Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению

Страница 3

Дети 6 - 7 лет при поступлении в школу начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребенок сознательно формулирует для себя цель какого-либо занятия, мотивируя его при этом. Дети могут намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой.

В связи с включением ребенка в активные социальные отношения, в связи с тем, что он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха, который необходим для успешной психологической адаптации. В младшем школьном возрасте дети также начинают четко осознавать свои возможности и способности. В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит так называемая познавательная потребность. Познавательная потребность рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая. Нередко развитые способности у ребенка к учебной деятельности связаны именно с развитием мотивационной сферы.

Согласно мнения многих ведущих отечественных психологов (Д.В. Солдатов, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова), начало младшего школьного периода связано с развитием и усложнением мотивационной сферы личности первоклассника, с появлением внутренних мотивационных конфликтов.

Д.В. Солдатов, анализируя исследования отечественных и зарубежных ученых, приходит к выводу, что могут быть найдены такие черты мотивации ребенка 6-7 лет, которые позволят говорить о том, что формирование учебной мотивации находится в "зоне ближайшего развития" (по Выготскому). Он называет совокупность черт, ха-рактерных для мотивационной готовности к школьному обучению "порогом" мотивационного развития или "зрелой внутренней позицией школьника", необходимой для школьного обучения. В связи с этим психологически готовым к школьному обучению можно считать ребенка, обнаруживающего психологические черты, лежащие в интервале от минимума до максимума школьных требований. По С.Л. Рубинштейну "мотив" является тем "строительным" материалом, из которого складывается характер, поэтому мотивы выполняют двоякую функцию: во-первых, они побуждают и направляют деятельность ребенка, а во-вторых, они придают этой деятельности субъективный характер. Можно говорить о том, что смысл учебной деятельности, в конечном счете, определяется ее мотивами.

По мнению Л.И. Божович, к началу обучения у ребёнка впервые формируется "внутренняя позиция" - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у детей 6 - 7 лет появляется стремление занять новое, более взрослое положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником. Л.И. Божович также подчеркивает, что к школьному возрасту меняется и направленность личности ребенка со стороны своего содержания: растет устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка . Л.И. Божович выделяет две группы доминирующих мотивов учения:

- широкие социальные мотивы, связанные с отношениями школьника к окружающей его социальной действительности;

- учебные мотивы, определяемые непосредственным интересом к деятельности.

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков выделяют шесть основных мотивов, достигающих максимального развития к началу обучения в школе:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему - то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение;

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

- внешние по отношению к школе и учению мотивы ("я пойду в школу, потому что мама так сказала");

- игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями").

По мнению А.Н. Леонтьева среди разнообразных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок, т.к. именно высокие отметки для первоклассника являются источником других поощрений, залогом его эмоционального благополучия, предметом гордости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

История становления и развития кооперативного образования в России
Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изна ...

Родители как участники учебного процесса
Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей. Семья как социальный институт общества особенна, чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабиль ...

Формы работы родительского комитета
Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это – посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздни ...

Навигация