Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению

Страница 3

Дети 6 - 7 лет при поступлении в школу начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребенок сознательно формулирует для себя цель какого-либо занятия, мотивируя его при этом. Дети могут намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой.

В связи с включением ребенка в активные социальные отношения, в связи с тем, что он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха, который необходим для успешной психологической адаптации. В младшем школьном возрасте дети также начинают четко осознавать свои возможности и способности. В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит так называемая познавательная потребность. Познавательная потребность рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая. Нередко развитые способности у ребенка к учебной деятельности связаны именно с развитием мотивационной сферы.

Согласно мнения многих ведущих отечественных психологов (Д.В. Солдатов, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова), начало младшего школьного периода связано с развитием и усложнением мотивационной сферы личности первоклассника, с появлением внутренних мотивационных конфликтов.

Д.В. Солдатов, анализируя исследования отечественных и зарубежных ученых, приходит к выводу, что могут быть найдены такие черты мотивации ребенка 6-7 лет, которые позволят говорить о том, что формирование учебной мотивации находится в "зоне ближайшего развития" (по Выготскому). Он называет совокупность черт, ха-рактерных для мотивационной готовности к школьному обучению "порогом" мотивационного развития или "зрелой внутренней позицией школьника", необходимой для школьного обучения. В связи с этим психологически готовым к школьному обучению можно считать ребенка, обнаруживающего психологические черты, лежащие в интервале от минимума до максимума школьных требований. По С.Л. Рубинштейну "мотив" является тем "строительным" материалом, из которого складывается характер, поэтому мотивы выполняют двоякую функцию: во-первых, они побуждают и направляют деятельность ребенка, а во-вторых, они придают этой деятельности субъективный характер. Можно говорить о том, что смысл учебной деятельности, в конечном счете, определяется ее мотивами.

По мнению Л.И. Божович, к началу обучения у ребёнка впервые формируется "внутренняя позиция" - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у детей 6 - 7 лет появляется стремление занять новое, более взрослое положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником. Л.И. Божович также подчеркивает, что к школьному возрасту меняется и направленность личности ребенка со стороны своего содержания: растет устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка . Л.И. Божович выделяет две группы доминирующих мотивов учения:

- широкие социальные мотивы, связанные с отношениями школьника к окружающей его социальной действительности;

- учебные мотивы, определяемые непосредственным интересом к деятельности.

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков выделяют шесть основных мотивов, достигающих максимального развития к началу обучения в школе:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему - то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение;

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

- внешние по отношению к школе и учению мотивы ("я пойду в школу, потому что мама так сказала");

- игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями").

По мнению А.Н. Леонтьева среди разнообразных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок, т.к. именно высокие отметки для первоклассника являются источником других поощрений, залогом его эмоционального благополучия, предметом гордости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации челов ...

Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией
Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем больше ...

Постоянные магниты. Магнитное поле земли
Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока. Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на не ...

Навигация