Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению

Страница 4

Н.И. Гуткина анализируя мотивы учебной деятельности на начальном этапе обучения первоклассников выделяет познавательные мотивы, социальные и мотивы достижений:

- познавательные мотивы - мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

- социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебой: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими одноклассниками;

- мотивы достижений в начальных классах нередко становится доминирующими. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Дети, обладающие выраженной мотивацией избегания неудачи, стараются избежать низкой оценки и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, наказаний со стороны родителей. В этой связи представляется важным как можно более полно использовать формирующийся мотив достижения успеха, т. к. это данный мотив приводит к развитию разнообразных способностей индивида.

Н.Ф. Талызина считает, что в младшем школьном возрасте преобладают 3 группы мотивов:

- широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования и самоопределения. Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает мотивационную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают, как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако стоит отметить, что эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с некритичным отношением к себе и завышенной самооценкой;

- узколичностные мотивы выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе;

- учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня интеллектуальной готовности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.

Проблема уровней развития мотивации учения наиболее подробно разработана А.К. Марковой. Она выделяет пять основных уровней учебной мотивации. Первый уровень – это высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Второй уровень – это хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Третий уровень – это положительное отношение к школе, при этом школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с одноклассниками и учителями. Им нравятся внешние атрибуты школьной жизни (ранец, ручки, тетради и т.д.). Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и сам учебный процесс их мало привлекает. Четвертый уровень – это низкая школьная мотивация. Такие дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Такие дети находятся в серьезной адаптации к школе. Пятый уровень – это негативное отношение к школе, школьная дезадаптация6. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В некоторых случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву говорить о начале младшего школьного возраста как о периоде “первоначального, фактического склада личности”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Результаты экспериментального обучения письменной деловой коммуникации работников внешнеэкономического отдела ОАО «Танеко»
Для оценки эффективности предлагаемого курса по обучению деловому письменному общению, нами была проведена ее экспериментальная проверка. Элективный курс для формирования профессиональных умений в сфере деловой письменной коммуникации на ИЯ предполагает стимулирование обучаемых к сотрудничеству, ан ...

Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп
Проверка знаний и умений учащихся VII – VIII классов. Специфика обучения физике на первой ступени её курса в средней школе определяется тем, что этот курс является подготовительным и учащиеся впервые приступают к систематическому изучению основ науки физики. Поэтому вместе с обширными для всего сре ...

Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр
Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр: – отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры; – некритическое заимствование технологий деловы ...

Навигация