Условия социальной адаптации детей к обучению

Страница 7

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Неадекватность первоклассника может проявляться в завышенной самооценке. Это происходит в семьях, где ребенка часто хвалят, за достижения в учебе дарят подарки, то есть ребенок привыкает к материальному вознаграждению и как следствие снижается познавательная потребность. Такое поведение родителей характерно для попустительского стиля. Для того, чтобы у ребенка развилось адекватное социальное поведение и самооценка необходимо прибегать к гибкой системе наказаний и поощрений.

Родители также задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления об обучении в школе оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не смогут полностью адаптироваться к новым условиям. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, то быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Характерной личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность14. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Если переживаемые ребенком временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тревожность может развиться у детей, чьи родители ожидают большего и предъявляют завышенные требования к обучению, что характерно для авторитарного стиля. Из - за повышенной тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность ребенка в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Родители, применяющие авторитарный стиль поведения, усиливают и эмоциональный дискомфорт ребенка. Итогом такого поведения родителей являются неблагоприятные особенности ребенка, которые отражаются на его учебной деятельности, снижая результативность деятельности, что вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Для успешной социальной адаптации родителям необходимо изменить установки и оценки поведения ребенка. Родителям стоит более объективно относится к ребенку и акцентировать свое внимание даже на незначительных достижениях, при этом не порицая за отдельные недочеты. При таких взаимоотношениях родителей с ребенком уровень тревожности значительно снижается, что способствует успешному обучению и социальной адаптации.

У детей 6-7 лет при поступлении в школу может развиться демонстративность, что связанно с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Основой для развития демонстративности обычно становится недостаток внимания и поощрения родителей к детям. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – это недостаток похвалы. Если ребенку оказывают значительное внимание и оно его не удовлетворяет, то это может быть связано с гипертрофированной потребностью в эмоциональных контактах. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая установленные правила поведения. Задача взрослых по снижению демонстративности – это обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. При сочетании тревожности и демонстративности у детей может наблюдаться так называемый уход от реальности. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их социального развития. Для успешной социальной адаптации ребенка к обучению отношения внутри семьи должны быть подчинены школьной жизни, а содержание общения родителей с детьми определяться школьной тематикой. Родителям важно помнить о том, что чрезмерная забота делает ребенка нервными застенчивым, однако, ребенок, выросший в обстановке доброжелательности, скорее адаптируется к обществу. Родители должны учесть то, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной, содержательной жизни ребенка на протяжении всего адаптационного периода. Такое отношение родителей, предполагающее приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику необходимые для успешной адаптации в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников
Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели, решения поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу. Экспериментальная работа проводилась в период ...

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Диагностическая деятельность, ее основные аспекты, характеристика
Современная психодиагностика в образовании обеспечивает эффективное усвоение учебных знаний и, что самое главное, она помогает полноценному умственному и личностному развитию ребенка. Также психодиагностика на современном этапе обладает всеми необходимыми данными для того, чтобы оценить качество са ...

Навигация