Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Материалы о педагогике » Особенности формирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе » Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Страница 2

Экспериментальные данные сопоставлялись с данными, полученными в беседе с воспитателями. При этом нас интересовало: насколько сообразителен ребенок; легко или трудно он усваивает материал на занятиях; вносит ли элементы творчества в выполнение задания; проявляет ли самостоятельность в рассуждениях и т.д. (приложение 1.)

В большинстве случаев дети, хорошо успевающие на занятиях, с экспериментальными заданиями справились успешно. Однако наблюдались случаи, когда одно задание ребенок выполнил успешно, а другое менее результативно, или хорошо успевающие на занятиях дети с экспериментальными заданиями справились плохо, а слабые (по отзывам воспитателей) выполняли задание лучше, чем он них ожидали.

Безусловно, на качество выполнения влияет и несколько необычная обстановка, и настроение ребенка в момент исследования.

Следует отметить, что все дети охотно принимали предложенный им вид деятельности и с большим желанием включались в работу.

Вместе с тем наблюдение за детьми позволило обнаружить различное отношение к самому заданию:

Выявилась группа детей, которые внимательно выслушивали задание, стремясь его понять и выполнить.

Большинство детей считали задачу «легкой» и сразу же приступали к ее выполнению, но совершали при этом ошибки. В этой группе выделялись дети:

А) внимательно выслушивающие объяснение, правильно выполнившие «пробное» задание. Но при выполнении основного задания начинали выполнять действия независимо от условий задачи. В результате у них появлялись ошибки;

Б) проявляющие полное безразличие к условиям задачи. Такие дети с удовольствием брали карандаш, начинали изображать узор, рисовать рисунок, но при этом совершенно не пытались выполнить основные требования задачи.

Анализ экспериментальных данных дает основание утверждать, что правила задачи, поняли не все дети, а если и поняли, то не могли их удержать в течение выполнения задания. Очевидно, поэтому большинство обследованных детей при выполнении задания допускали ошибки.

Благодаря проведенному анализу выделились следующие типы ошибок:

Методика «узор»

Ошибки, связанные с нарушением основных правил задачи. Сюда относятся случаи, когда ребенок соединял фигуры непосредственно, пропуская соединительные кружки; разрывая непрерывность линий; оставляя работу на середине строки.

Многие дети не смогли одновременно учитывать несколько требований, – какое либо из них нарушалось.

Ошибки такого типа обусловлены чаще всего тем, что ребенок просто не считает нужным придерживаться основных требований задачи. Сказывается привычная деятельность ребенка в детском саду и семье, когда он повседневно выполняет в основном прямые указания взрослых и с этим легко справляется. А ситуации, требующие строгого подчинения каким-то правилам, удержание в памяти этих правил, встречаются не так уж часто.

Возможно, этот тип ошибок легко может быть устранен, если чаще ставить детей в условия, когда необходимо выполнить задачу по определенным правилам.

2. Ошибки, связанные с нарушением внимания. Ребенок не слушает экспериментатора, действия выполняет совершенно произвольно.

К ним относятся такие ошибки, когда ребенок проводил не правильное соединение, путал фигуры, вместо треугольников соединял квадраты, пропускал отдельные соединения.

Следует полагать, что многие из перечисленных ошибок возникают не из-за сложности задания, а из-за неустойчивости внимания.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем: 1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых ...

Особенности использования игры в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...

Навигация