Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребёнка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижении смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребёнка, Л нравственных качеств; анализирует характер оказываем на него воздействий; координирует учебную деятельностью каждого воспитанника и всего классного коллектива, гамм определение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося формирование классного коллектива, развитие творчески способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию.
Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школ! в данном классе, традиционного опыта воспитания; стене; педагогического воздействия — уровнем развития личности обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, существенно полезный и творческий труд, художественное эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Принцип семи «У» в работе классного руководителя: уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность, улыбчивость.
План классного руководителя может включать следующие разделы:
— краткая психолого-педагогическая характеристика класса;
цель и задачи его воспитательной системы;
перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;
механизм функционирования и построения воспитательной системы (этапы становления и развития, системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление, основные внутренние и внешние связи и отношения членов сообщества);
Корректирующие воспитательные индивидуальные и коллективные воздействия, формирование отношений со сверстниками в коллективе класса.
Классный руководитель осуществляв дифференцированный подход в воспитании, применяя различные формы и методы в зависимости от:
— возрастных особенностей детей (ведущие роли классного руководителя меняются от отношений заботы в начальном звене, доверительных дружеских отношений в среднем до отношений «старший товарищ» в старшем звене);
— половой принадлежности учащихся.
Работа с родителями
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Особенности реализации воспитательных функций классного руководителя (школы) и семьи (родителей) по отношению к детям даны в таблице 1.
Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.
Материалы по педагогике:
Классификация дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В разных сборниках у ...
Условия развития учебной мотивации
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника: 1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей ...
Анализ программ по физической культуре
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ – с учетом будущей профессиональной деятельности. П ...