Личность ребенка в классе: общность, допускающая «бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей её неповторимости в широком коридоре культуре»
(Н.Е. Щуркова).
Метод индивидуальных и групповых перспективных линий.
Открытость системы, позволяющая ей эффективно действовать и интенсивно развиваться.
Особенности содержания и методики
Выбор системообразующий деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа и структуры учебного заведения.
Развитие коллектива класса
Общешкольная и классные воспитательные системе развиваются более успешно, если создание системы образовательного учреждения начинается раньше, чем моделирование воспитательных систем его структурных подразделений.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии но питательной системы класса:
I — проектирование;
II — становление;
— стабильное функционирование;
— завершение функционирования или коренное обновление.
На первом этапе преобладают изучение интересов потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность становится главным системообразующим фактором.
На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого) «Делай, как я!» становится основные девизом жизнедеятельности коллектива.
На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай большинство из нас!» Воспитательная система начинает ответствовать проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальное коллектива. Жизнь сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством его членов.
Для четвёртого этапа характерны две тенденции:
— стремление к тому, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить добрый след);
— поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.
Принципы жизнедеятельности классного сообщества. 10ни регулируют воспитание детей и процесс построения деятельности, общения и отношений членов коллектива. Заповеди:
— много знать — престижно, помогать товарищу-— нормально, готовить дело по чужому сценарию — невозможно, жить без творчества и активности — скучно;
узнай побольше о своём городе (селе) и своих земляках;
уважай людей, живущих рядом;
помоги нуждающимся в твоей помощи;
сделай приятное своим друзьям и окружающим;
дорожи мнением о себе других людей.
Метод индивидуальных и групповых перспективных линий. В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, уровня развития коллектива перспективы могут быть следующими:
близкая (поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставки; экскурсия);
средняя (коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристская поездка);
далёкая (успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории и т.п.).
Классный руководитель
В классном коллективе учебно-воспитательный процесс настоящее время организуют: классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) — учитель-предметник (реже — другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса; классный воспитателя (освобождённый классный руководитель).
Материалы по педагогике:
Личностные особенности педагога
	 Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвеча ...
	
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
	 Младший школьный возраст определяется возрастом детей с 6 (7) до 9 (10) лет. Ребёнок 7-8 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий: он ещё в плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем входит в школьную жизнь, накладывающую на него новые обязанности ...
	
Психологическая поддержка учеников, обучающихся в классе, на
уровне родительского комитета
	 В первых классах у детей только формируется психика, и очень важно, чтобы она формировалась правильно. В школе ребенку могут помочь как учителя, так и родительский комитет в сотрудничестве с социальными работниками. Родительский комитет, в свою очередь, обязан: обеспечить индивидуальный подход к ка ...