Анализ опыта педагогической деятельности, направленной на актуализацию мотивов учения

Материалы о педагогике » Формирование мотивации учения старшеклассников на уроках истории » Анализ опыта педагогической деятельности, направленной на актуализацию мотивов учения

Страница 4

В современных условиях общеобразовательная школа призвана решить целый комплекс важнейших задач, ведущее место среди которых занимает развитие положительной мотивации учения как важный фактор успешности обучения и воспитания. Учение занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в высших учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема развития положительной мотивации учения у школьников является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Под мотивами понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом, сторон. Поэтому развитие мотивации не есть простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а есть стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Одной из задач учителя является развитие мотивации учения.

Если учителю удается подойти к пониманию причин поведения ребенка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только учением ребенка, но и их мотивами. Но задача развития мотивации учения у школьников вполне реальна. Развитие мотивации учения немыслимо вне возраста ученика и его специфических психологических характеристик. Это означает, что начиная работу по развитию положительной мотивации учения в данном классе, у данного ученика первыми вопросами, которыми должен задаваться учитель, являются вопросы развития мотивации именно в данном возрасте. Педагогическое управление процессом развития положительной мотивации учения у школьников осуществляется содержанием учебного материала; организацией учебной деятельности; коллективными формами учебной деятельности; оценкой учебной деятельности; стилем педагогической деятельности. Процесс развития положительной мотивации учения у школьников отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств индивидуальности. Поэтому увеличить эффективность протекания данного процесса возможно посредством организации индивидуальной и дифференцированной работы, включающей систему коррекционных и стимулирующих методов, форм и приемов работы.

Актуализация рассматривает развитие у школьников нужной мотивации учения, стойкого и серьезного желания учиться, опираясь для этого на имеющиеся у школьника мотивы, вызвать у них новые. При этом следует иметь в виду, что нужные мотивы могут развиваться только в процессе учения. Вместе с тем надо создать в классе, в школе, в семье атмосферу, обстановку, способствующую появлению новых мотивационных установок. Изменение внутреннего отношения ребенка к уровню своих возможностей зависит от возрастных особенностей развития ребенка. Учитель должен наблюдать, направлять и развивать мотивации школьника, различными методами и приемами.

В педагогическом процессе развитие положительной мотивации учения у школьников составляет часть процесса, не нарушая целостности, то есть обеспечивается единство цели, содержания, выбора оптимальных средств, методов контроля, подведения итогов.

Таким образом, я пришла к следующим выводам: 1. Приемами деятельности учителя, способствующими развитию положительной мотивации учения у школьников в целом, являются:

- общая атмосфера в школе и в классе;

- включенность ученика в коллективные формы разных видов деятельности;

- отношение сотрудничества учителя и ученика, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Преподавание портретной живописи на уроках МХК
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Для каждого урока по разделу «Портретная живопись» необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе сам ...

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением
Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; миними ...

Навигация