Анализ опыта педагогической деятельности, направленной на актуализацию мотивов учения

Материалы о педагогике » Формирование мотивации учения старшеклассников на уроках истории » Анализ опыта педагогической деятельности, направленной на актуализацию мотивов учения

Страница 3

Даже, казалось бы, на первый взгляд самый простой ход урока способен привести к актуализации учения школьников. Как поясняет сам учитель: известно, что люди, которые рассчитывают на успех в выполнении деятельности, справляются с ней лучше. Ожидание высокого (позитивного) результата влияет на формирование у человека чувства эффективности, которое побуждает его лучше работать. Вера в свои способности, в собственную состоятельность преодолеть трудности побуждает к настойчивой работе. А если человек не уверен в своих силах, не надеется на успех, то это «отбивает» желание работать. Вера в собственный успех зависит от успешности в предыдущих попытках (деятельности), от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех (он верит в себя и в свою состоятельность достичь успеха). А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Вот почему для формирования чувства эффективности в деятельности важным является наличие хотя бы небольших успехов. Уверенность в собственных способностях может повысить веру человека и эффективность его деятельности. Когда человек осознает наличие у себя способностей, которые могут обеспечить успех, это положительно отражается на его уверенности в успешности собственных действий.

Другим важным фактором уверенности в своих силах является наличие ресурсов, которые способны помочь в достижении поставленных целей. Следует внимательно пересмотреть все ресурсы (методики, знания, людей, которые склонны и способны помочь) и подумать, как ими можно воспользоваться.

Ценность и привлекательность успеха в определенной деятельности — еще один важный фактор, который определяет мотивацию достижения (стремление к успеху). Мотивация достижения и поведение, направленное на достижение, в значительной степени зависят от сферы деятельности, от привлекательности деятельности и от ценности успеха в этой конкретной деятельности.

Ученик может быть настойчивым на уроках математики (ценность успеха по математике высокая) и безразличным к успехам по истории (ценность успеха по истории низкая). Важно определить следующее:

— Каково значение математики для вашей будущей работы?

— Насколько важным в вашей работе является владение историей?

Приведенные выше вопросы помогают оценить значимость успеха в той или иной сфере. От того, какое значение человек придает достижениям в определенной области, зависит не только выбор дальнейших занятий, но и мотивация достижения в той сфере (насколько интенсивно человек будет работать ради достижения успеха в данной области).

Важно подчеркнуть положения организации нравственного образования:

- человек - высшая ценность и его детство как непреходящий, самоценный период жизни;

- необходимо изучать природу ребенка, его индивидуальность, признании того, что ребенок есть самостоятельная личность, имеющая права и обязанности и поэтому требующая уважения своих интересов;

- освобождение детей от запретов, которое позволяет молодому человеку проявлять индивидуальность, развивает опыт общения, дает свободу действия, при которой ребенок испытывает все последствия своих поступков;

- признание ребенка активным субъектом процесса образования, актуализирующим свою человеческую сущность и способность к самопознанию, саморазвитию, самоопределению в мире;

- предъявление высоких требований к личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества.

Мой учитель истории подчеркивает, что в общем и целом, мы сознательно стремимся к тому, что, предположительно, можно реально достичь. Он всегда говорил нам, что нужно ставить пред собой реальные цели и делать всё возможное для их достижения, будь это игра, учёба или работа. Знание истории необходимо нам для понимания современности и использования ее уроков в практической деятельности. И с этой целью надо показывать учащимся значимость каждого изучаемого события и явления, последовательно опираться на актуализацию их жизненного опыта, социальную практику. Учебник истории должен включать, особенно в старших классах, большое количество документов, интегрированных в текст параграфа, избегать предварительных оценочных суждений, давая возможность учащимся под руководством учителя прийти к необходимым выводам на основе анализа источников. Учитель истории задавал сочинения на тему "Моя родословная", задания, например, записать рассказы членов семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, чтобы мы максимально использовали естественную человеческую потребность узнать свои корни. Я считаю, что учитель, таким образом, актуализировал социальные мотивы. Организовывая учебно-познавательную деятельность учащихся, с опорой на их потребности, интересы, стремления и желания, активность и самостоятельность, отбирая яркую, образную, личностно значимую информацию, создавая психологический комфорт, учитывая стили преподавания, общения и учения, учителю удавалось решить задачи по развитию положительной мотивации как функции личности, обеспечивающей постоянный источник человеческой энергии для практической деятельности. В результате учебной деятельности, конкретно на уроках истории наш класс достиг многих успехов. Больше половины моих одноклассников поступило в ВУЗы, из них 10 человек захотели продолжать освоение гуманитарных наук. Две моих одноклассницы поступили в педагогический колледж по специальности учитель истории и обществознания. Благодаря нашему учителю мы стали настоящими патриотами своего государства, к примеру, мой одноклассник поступил в военную академию, он хочет стать защитником нашей страны. Учитель развил в нас любовь к своей малой Родине, всегда, когда я уезжаю в Новосибирск, меня тянет в наш небольшой городок. Нам интересно продолжать изучать историю, открывать что-то новое для себя. Мой друг, к примеру, занялся составлением своего родословного древа, он очень хочет узнать, откуда пошли корни его фамилии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Понятие алгоритма. Элементарная операция. Этапы алгоритмического процесса
Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Элементарными считают те о ...

Использование игровой ситуации на детей с дислалией
Для проведения любой практической деятельности, эксперимента, необходим тщательный подбор определенных методик, касающихся основной проблемы. Логопеду необходимо знать, какую методику нужно использовать, какие методы при работе с детьми необходимы. Главное - правильно провести обследование, отработ ...

Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» – искусство, мастерство, ремесло и «логос» – наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...

Навигация