(высказывания относительно 2, 4, 5, 7, 8 пункта);
«Принцип кооперативной работы в группе» (высказывания относительно 2, 5 пункта);
«Принцип учета в своей деятельности задач подросткового возраста»
(высказывания относительно 2,3, 4, 5,7,8 пункта);
«Принцип критического осмысления собственной деятельности»
(высказывания относительно 9, 10 пункта, а также ответы на вопрос №4,5).
Таблица 3.3.
Вопрос 3: Ниже приведен список возможных действий учителя. Какие из них, относятся к традиционному уроку, и какие характерны для занятий ФЭПа.
|
№ |
Действия педагога |
Традиционный урок |
Занятие ФЭПа |
|
1 |
Контроль за соблюдением нормативов учебных дисциплин в соответствии с программой курса | ||
|
2 |
Трансляция знаний ученикам | ||
|
3 |
Проверка уровня усвоения знаний через проведение внешнего контроля (срез) | ||
|
4 |
Консультирование при возникновении у детей затруднений в деятельности | ||
|
5 |
Передача метода, способа действия ученику | ||
|
6 |
Организация коммуникации и взаимодействия с другими педагогами | ||
|
7 |
Организация партнерских взаимоотношений взрослого с детьми | ||
|
8 |
Контроль за соблюдением дисциплины на занятие, контроль за выполнением заданий учениками | ||
|
9 |
Введение рефлексивного наблюдения за возможными изменениями в личности ребенка, за возникшими трудностями в ходе работы | ||
|
10 |
Введение различной документации |
Ответы на вопрос №4, «Какие произошли изменения лично с вами за время участия в данном эксперименте. Отражаются ли эти изменения на вашей деятельности как учителя-предметника», также позволяли судить о наличии рефлексии педагогов собственных действий в ходе реализации проекта и реализации принципа критического осмысления собственной деятельности и принципа формирования качественно новой позиции педагога.
Вопрос №5, «
Какие у вас есть критерии, на основании которых вы можете оценивать изменения, происходящие с детьми-участниками эксперимента; результативность данного эксперимента», позволяет нам оценить наличие рефлексии педагогов на предмет изменений в структуре их личности; на предмет фиксирования изменений в личности ребенка, в процессе их совместного участия в методе проектов, а также соответствие принципу критического осмысления собственной деятельности.
В результате обработки результатов и структурирования всех высказываний педагогов-участников эксперимента (см. приложение 1), полученных в ходе анкетирования, мы рассмотрели, какой процент педагогов реализуют вышеназванные принципы в своей работе.
Например, при ответе на вопрос №2 «Чем деятельность и цели просто педагога-предметника отличаются от деятельности и целей педагога участника ФЭПа», 7 педагогов в качестве главного отличия в работе педагога ФЭП и обычного педагога предметника обозначили доминирование предметного содержания в деятельности педагога на традиционном уроке и ориентацию на потребности, и интересы ребенка педагогов – участников ФЭПа. В 9 ответах указывается на обязательное наличие у педагога ФЭПа ориентации на раскрытие талантов, создание ситуаций успеха во внеклассной деятельности, учет интересов детей, организацию «общения на равных правах». В ответе на вопрос №3 пункт 7 «Организация партнерских взаимоотношений взрослого с детьми» 13 человек обозначили, как обязательное условие работы педагога ФЭПа, следовательно, можно предположить, что около 85% педагогов участвующих в эксперименте реализуют принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками.
Материалы по педагогике:
Проблемы усвоения мужской роли
Процесс усвоения половых ролей для мальчиков и девочек проходит не одинаково. Мальчик находится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно ...
Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных
детей младшего школьного возраста
Разрабатывая данный комплекс упражнений партерной гимнастики мы познакомились и изучили такие источники, как «Сборник программ дополнительного образования художественно – эстетического направления» выпуск I, объединение «Дворец молодёжи», 2003 год издания, Екатеринбург; образовательная программа «С ...
Методы активизации воспитателей в методической работе
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений. Существуют методы активизации педагогов при пр ...