Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 2

Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.

После того, как у ребенка будет сформирован плавный, длительный выдох, вводятся голосовые упражнения, при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.

Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э, о – у, и – ы, э – и. (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э – о, о – у – и, о – у – а, о – э – ы, а – у – о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а – э – о – у, а – о – у – э, о- у – а – и, а- о – у – э (шепотом, голосом).

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам – труба гудит: у-у-у-у-у; предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у; животным – медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; явлениям природы – ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям – девочка плачет: а-а-а и т.п.

Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Инструкция к выполнению. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом).

1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

2. Произношение двух согласных на одном выдохе: ф – с, с – ш. ш – с, х – ф и др.

3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф – с – ш и др.

4. Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф – с – ш – х и др.

5. Произношение согласных в звукоподражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з-з-з; ревет трактор: р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш-ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с-с); животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш; тигр рычит: р-р-р-р-р; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в-в); людям («не шумите» - тс-с-с).

6. «Трубач». Сидя, медленно вдыхая громко произносить: пф-ф-ф (4-5 раз).

7. «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: ф-ф-ф-ф-ф (3-4 раза).

8. «Лыжник». Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5-2 минут. На выдохе произносить м-м-м-м-м.

Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале слогов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, затем два, три и т.д.

1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па, па-па, па-па-па, па-па-па-па; пап, пап-пап, пап-пап-пап, пап-пап-пап-пап; апа, апа-апа, апа-апа-апа, апа-апа-апа-апа.

2. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: та-па, ти-пи, то-по; та-па-ва ,ти-пи-ви, то-по-во; та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.

3. Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па-пу-пу, па-па-па-пу-пу-пу; па-по, па-по-пу, па-по-пу-пы; па-по, па-по-па-пу, па-по-па-пу-па-пи и т.п.

4. Повторение слогов с разными гласными и разными согласными: па-па-та, па-па-то, па-па-ту, па-па-бу; па-то-ту-пи, па-по-ту-пи, па-по-ту-ти, та-по-пу-ти, та-то-пу-пи; па-то, па-то-ту, па-то-ту-пу.

5. Произнесение слогов в звукоподражаниях: музыкальным инструментам (барабан: там-там-там, колокольчик: динь-динь-динь; дудочка: ду-ду-ду); предметам (стучит молоток: тук-тук-тук, сигналит машина: би-би-би, косит коса: вжик-вжик-вжик, идут часы: тик-так, тик-так, фотографирует фотоаппарат: чик-чик-чик); животным (кошка: мяу-мяу-мяу, курица: ко-ко-ко, гусь: га-га-га); явлениям природы (капает водичка: буль-буль-буль); людям (укусила оса: ой-ой-ой).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Совершенствование организации по видам деятельности
Организация учебной деятельности учащихся под руководством учителя является программой, планомерной и систематической деятельности, в процессе которой педагог вооружает учащихся основами наук. Процесс обучения, осуществляемый учителем и учащимися, эффективен лишь при условии их активного взаимопони ...

Изучение зарубежной драматургии в 9 классах
Основными задачами методики изучения драматических произведений зарубежной драматургии в 9 классе стали: закрепление представления об истории и эволюции драматического и театрального искусства; формирование понимания важности и умения рассматривать произведение в его историческом контексте; формиро ...

Содержание и методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе
Базисной программой " Пралеска" перед педагогами, организующими воспитательно-образовательный процесс в группе "Фантазеры" ставит следующие задачи. Прежде всего, это формирование представлений у детей о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаи ...

Навигация