Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 7

- распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному в чужой речи. Логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка.

Направления работы по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога.

3. Выделение звука на фоне слова.

4. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

5. Определение последовательности и количества звуков в слове.

6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных упражнений рекомендуется следующая последовательность и содержание речевого материала (на примере звука С):

1. Слоги структуры типа СГ: та, са, мы, ду, со, ру, сы, на, су, ко, са, вы, му и другие.

2. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дым., сон, рак, сын, лак, нос, лес.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, оса, лиса, рука, сухо, косы, весы и другие.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, дубок., сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый.

5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, карман, сугроб, лесной, весна и дрегие.

6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, гром, сноп и другие.

7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: куст, мост, волк, пласт и другие.

8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: слава, столы, трава, скала, свая, слоны, скатерть, крыло и другие.

9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, скамейка.

Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствуют совершенствованию слухо-произносительных дифференцировок. Поэтому после отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками:

· с артикуляторно близкими, но акустически далекими (например, С-Ш);

· с артикуляторно и акустически близкими (например, С-З, С- С мягкий, С-Ц).

В процессе дифференциации звукв можно использовать приведенные выше упражнения , изменив содержание речевого материала (включив в него слоги, слова с дифференцируемыми звуками).

Логопедический массаж

Цели логопедического массажа – нормализация тонуса мышц; ликвидация ассиметрии лица; сокрацение периода логопедического воздействия (постановки, автоматизации, дифференциации звуков) и минимизация рецидивов .

Основные приемы логопедического массажа:

1. Поглаживание – рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая ее, не собирая в складки. Если прием проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приемами.

2. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9движений в минуту) – расслабляет.

3. Разминание – смещение тканей с их захватом – действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведет к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени – стимулирующее.

4. Вибрация – передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребенка. Вибрация бывает двух типов:

- прерывистая – с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, постукивание). Она стимулирует мышцы;

- непрерывная – колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.

При гипотонусе используют следующие приемы: поглаживание, быстрое растирание, разминание, сильная прерывистая вибрация, поколачивание (движения ритмичные).

При гипертонусе применяются в основном поглаживание, медленное растирание и легкая вибрация. Массаж проводится медленно, не вызывая боли.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Материалы по педагогике:

Проблема педагогической технологии в исторической ретроспективе
Пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др. Тщательно изучение и анализ педагогических технологий п ...

Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...

Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "графо" - пишу) и "дислексия" (от лат. "лексо" - читаю). Частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Для обозначения наиболее тяжелых степеней эти ...

Навигация