Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 4

При произнесении этих фраз следует сливать все слова в одну непрерывную линию звучания, то есть «стон».

«Пожар».

Описание: «Беда! Пожар! Тревожно созываем всех тушить пожар:

БуМММ! БоМММ! БуМММ – БоМММ!

Тили –тили – тили БоМММ,

Загорелся кошкин ДоМММ!»

Проговариваем плавно, медленно, тревожно, повторяя текст в течении 1 – 1, 5 мин. Упражнение дети делают после показа педагога и вместе с ним, затем педагог прослушивает нескольно детей индивидуально.

«Колыбельная».

Описание: На руках у нас кукла. Укачиваем ее, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:

М М М М М

М М М М

Затем напеваем ту же музыкальную фразу «Колыбельной» гласными :

А А А А А О О О О О

А А А А О О О О

У У У У У Э Э Э Э Э

У У У У Э Э Э Э

4. «Гудок».

Описание: Слитно, как гудок (паровоза, парохода) тянем гласный: У У У У У …

Гудок не громкий, без напряжения, губы в положении «хоботок». Постепенно к гласному У прибавляем другие гласные (О, А, Э, И, Ы):

У У У О у у у О у у у О

у у у А у у у А у у у А

Добиться одновременного звучания, губы все время остаются в положении «хоботка».

Затем переходим к тренировке другого вида выдоха – отрывисто, резко:

У о! У а! У Э! У и! У и!

Слоги звучат как приказы. Звук держится «на губах».

Тренировка правильного звучания на коротких текстах

1. «Маляр» (развитие диапазона).

Описание: «Вы – маляры. Будете красить карниз. Берем ведро с краской. Правая рука – кисть. Окунаем в краску «кисть» (кисть руки), стряхиваем с края ведра лишнюю краску и начинаем красить карниз:

Крашу, крашу я карниз (широкое движение рукой на уровне груди вправо-влево; звучание голоса в среднем регистре)

И вверх, и вниз, и вверх, и вниз… (движение рукой вверх – и повышение голоса, движение рукой вних – и понижение голоса)

Вот и выкрашен карниз (средний регистр).

2. «Считалка» (развитие диапазона)

Описание

Высоко – превысоко

Бросил мячик я легко.

(голос звучит в среднем регистре, рука медленно поднимается над головой, имитируя бросок вверх – вперед)

Выше дома (немного выше),

Выше крыши, (еще выше)

Облаков высоких выше. (еще выше)

Но упал мой мяч с небес, (средний регистр)

Закатился в темный лес. (немного ниже)

Раз! Два! Три! Четыре! Пять! (на одной высоте)

Ты пойдешь его искать! (средний регистр)

Упражнения по развитию восприятия темпо-ритма

Цель упражнений по развитию восприятия темпо – ритма – формирование способности восприятия и анализа темпо – ритмического рисунка.

Упражнения по развитию восприятия ритма

1. Прослушать изолированные удары: //, ///, ////. Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2. Прослушать серии простых ударов: // // // // ; /// ///; ////. Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

3. Прослушать серии акцентированных ударов: /ОО/; // ОО//; /О/О/О и т.д. Определить, сколько и какие удары были предъявлены, найти карточку с записанными на ней соответствующими рисунками ритмических структур ( / громкий удар, О – тихий удар).

4. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

5. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.

6. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.

7. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

8. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

Упражнения для выработки интонационной выразительности

Цель работы над интонационной выразительностью – овладение навыками и умениями, необходимыми для выразительной речи.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Дети придумывают предложения, которые можно назвать спокойно, не изменяя голоса. Логопед говорит о том, что на письме такие предложения заканчиваются точкой. Показывается соответствующая карточка, выучивается стихотворная строчка: «Про точку можно сказать: это точка – точка одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений путем показа карточки с точкой. Примерный текст: «Два цвета. Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Наше исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ "Детский сад № 40, ЦРР" г. Воскресенска Московской области с сентября 2006 по декабрь 2007 года. Детский сад имеет статус Центра развития ребенка, в его составе 11 групп. Все группы работают по программе Л.А.Венгера "Ра ...

Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии
Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные ...

Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...

Навигация