Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 3

6. «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.

7. «Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить: ку-ка-ре-ку.

8. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз –медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т.е. движениями руки в такт проговаривания.

1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика.и т.д.

2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.

3. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.п.

4. «Этажи». Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая: «1-й этаж, 2-й этаж. 3-й этаж» и т.д. Кто поднимется выше?

5. Упражнение на счет. И.п. – встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет 1-2 (про себя), задержка дыхания на счет 1 (про себя), плавный выдох на счет 1-10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать считать до 15, опять добирать и считать до 20, 25, 30. (Считать надо спокойно, ровно, не снижая.голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха).

Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз

Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные задания.

1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

§ Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя ее одним словом, второй – еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

§ Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Саша любит дудочку». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.

§ «Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносит заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

2. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)

§ Какой сегодня день недели? (Сегодня…)

§ Какой завтра день недели? (завтра…)

§ Какой день недели был вчера? (Вчера…)

§ Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник…)

§ Какой второй месяц зимы? (Второй…)

§ Какой третий месяц зимы? (Третий…)

§ Сколько всего зимних месяцев? (Всего три зимних месяца: декабрь…)

(Аналогично поводится работа на речевом материале о других временах года.).

Упражнения для развития голоса

Цель упражнений по развитию голоса – формирование свободного звучания голоса с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха и рождается плавный звук. Для работы используются сонорные звуки М, Н, Л, Р – самые звучные согласные, которые усиливают резонаторную функцию носовой полости и придают голосу звонкость. Даны упражнения на выработку правильного направления звука и тренировку правильного звучания на коротких текстах.

Упражнения на правильное направление звука

«Стон».

Описание: У вас болит горло или голова. Вы тихо стонете на звуке М Стон свободно выходит из гортани, звук спокойный, тянущийся, монотонный. Зубы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук, ног расслаблены. Голову слегка перекатываем: вниз, направо, назад, налево, вниз. К согласному М подключаем гласные звуки (А, О, У, Э,…) произносим мягко, без толчков.

М М М а М М М

М М М а М М М…

Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для продолжения «стона» на звуке М. Можно произнести фразу: «Маму я молю упрямо: молока налей мне мама».

М М М а М М М у я М М М о Л ю у п р я М М М о

М М М о Л о к а Н а Л е й М М М н е М М М а М М М а…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Основные характеристики профессиональной деятельности индивидуального стиля тренера
Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития ли ...

Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. По мнению Е.Н.Винарской, патогенез произносительной стороны речи при дизартрии обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: 1) стволовыми, вызывающими вялый и спастически ...

Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп
Проверка знаний и умений учащихся VII – VIII классов. Специфика обучения физике на первой ступени её курса в средней школе определяется тем, что этот курс является подготовительным и учащиеся впервые приступают к систематическому изучению основ науки физики. Поэтому вместе с обширными для всего сре ...

Навигация