Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 3

6. «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.

7. «Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить: ку-ка-ре-ку.

8. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз –медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т.е. движениями руки в такт проговаривания.

1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика.и т.д.

2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.

3. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.п.

4. «Этажи». Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая: «1-й этаж, 2-й этаж. 3-й этаж» и т.д. Кто поднимется выше?

5. Упражнение на счет. И.п. – встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет 1-2 (про себя), задержка дыхания на счет 1 (про себя), плавный выдох на счет 1-10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать считать до 15, опять добирать и считать до 20, 25, 30. (Считать надо спокойно, ровно, не снижая.голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха).

Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз

Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные задания.

1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

§ Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя ее одним словом, второй – еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

§ Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Саша любит дудочку». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.

§ «Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносит заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

2. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)

§ Какой сегодня день недели? (Сегодня…)

§ Какой завтра день недели? (завтра…)

§ Какой день недели был вчера? (Вчера…)

§ Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник…)

§ Какой второй месяц зимы? (Второй…)

§ Какой третий месяц зимы? (Третий…)

§ Сколько всего зимних месяцев? (Всего три зимних месяца: декабрь…)

(Аналогично поводится работа на речевом материале о других временах года.).

Упражнения для развития голоса

Цель упражнений по развитию голоса – формирование свободного звучания голоса с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха и рождается плавный звук. Для работы используются сонорные звуки М, Н, Л, Р – самые звучные согласные, которые усиливают резонаторную функцию носовой полости и придают голосу звонкость. Даны упражнения на выработку правильного направления звука и тренировку правильного звучания на коротких текстах.

Упражнения на правильное направление звука

«Стон».

Описание: У вас болит горло или голова. Вы тихо стонете на звуке М Стон свободно выходит из гортани, звук спокойный, тянущийся, монотонный. Зубы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук, ног расслаблены. Голову слегка перекатываем: вниз, направо, назад, налево, вниз. К согласному М подключаем гласные звуки (А, О, У, Э,…) произносим мягко, без толчков.

М М М а М М М

М М М а М М М…

Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для продолжения «стона» на звуке М. Можно произнести фразу: «Маму я молю упрямо: молока налей мне мама».

М М М а М М М у я М М М о Л ю у п р я М М М о

М М М о Л о к а Н а Л е й М М М н е М М М а М М М а…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Какие навыки и способности развивает оригами
– Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания. – Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме. – Знакомит с основными геометрическими понятиями. – Улучшает с ...

Различные жанры используемых текстовых материалов
В современной методике уже стало традицией делить письменную речь на жанры в соответствии с целями ее применения. Таким образом, выделяют два основных жанра - монологический и диалогический. Внутри из каждого из этих жанров выделить определенные подвиды. Монологические жанры можно разбить по нескол ...

Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребёнка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходарённый» ребёнок. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. Если у ребёнка разви ...

Навигация