Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 3

6. «Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.

7. «Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить: ку-ка-ре-ку.

8. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз –медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т.е. движениями руки в такт проговаривания.

1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика.и т.д.

2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.

3. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.п.

4. «Этажи». Детям предлагается представить, что они шагают вверх по этажам, приговаривая: «1-й этаж, 2-й этаж. 3-й этаж» и т.д. Кто поднимется выше?

5. Упражнение на счет. И.п. – встать, плечи развернуть, голову держать прямо, одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет 1-2 (про себя), задержка дыхания на счет 1 (про себя), плавный выдох на счет 1-10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать считать до 15, опять добирать и считать до 20, 25, 30. (Считать надо спокойно, ровно, не снижая.голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха).

Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз

Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные задания.

1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

§ Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя ее одним словом, второй – еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

§ Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Саша любит дудочку». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.

§ «Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносит заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

2. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)

§ Какой сегодня день недели? (Сегодня…)

§ Какой завтра день недели? (завтра…)

§ Какой день недели был вчера? (Вчера…)

§ Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник…)

§ Какой второй месяц зимы? (Второй…)

§ Какой третий месяц зимы? (Третий…)

§ Сколько всего зимних месяцев? (Всего три зимних месяца: декабрь…)

(Аналогично поводится работа на речевом материале о других временах года.).

Упражнения для развития голоса

Цель упражнений по развитию голоса – формирование свободного звучания голоса с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха и рождается плавный звук. Для работы используются сонорные звуки М, Н, Л, Р – самые звучные согласные, которые усиливают резонаторную функцию носовой полости и придают голосу звонкость. Даны упражнения на выработку правильного направления звука и тренировку правильного звучания на коротких текстах.

Упражнения на правильное направление звука

«Стон».

Описание: У вас болит горло или голова. Вы тихо стонете на звуке М Стон свободно выходит из гортани, звук спокойный, тянущийся, монотонный. Зубы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук, ног расслаблены. Голову слегка перекатываем: вниз, направо, назад, налево, вниз. К согласному М подключаем гласные звуки (А, О, У, Э,…) произносим мягко, без толчков.

М М М а М М М

М М М а М М М…

Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для продолжения «стона» на звуке М. Можно произнести фразу: «Маму я молю упрямо: молока налей мне мама».

М М М а М М М у я М М М о Л ю у п р я М М М о

М М М о Л о к а Н а Л е й М М М н е М М М а М М М а…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...

Приемы и техника игры в элементарный футбол
Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, примы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Перемещение в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в фу ...

Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку . Формирование двигательного навыка проходит т ...

Навигация