3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, о чем -то спросить. Логопед объясняет, что в конце вопросительного предложения голос повышается, а в конце предложения ставится вопросительный знак. Показывается карточка и выучивается предложение про вопросительный знак: «Это кривоносый вопросительный знак, задает он всем вопросы: Кто? Кого? Откуда? Как?» После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросы, поднимая карточку с вопросительным знаком. Примерный текст: «Хомяк. Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в норку перекатывать».
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Детям предлагается последовательно несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!». Проводится беседа по каждой из картинок. Логопед объясняет, что при произнесении восклицательного предложения голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Выучивается стихотворение о восклицательном знаке: «Чудак – восклицательный знак! Никогда он не молчит, оглушительно кричит: Ура! Долой! Караул! Разбой!» После знакомства со знаком детям предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком. Примерный текст:
- Я самый важный! Я всех бужу, - говорит будильник.
- Я важнее! Всех вожу, - говорил автобус.
- А я важнее вас! Я построил этот дом, - говорил подъемный кран.
Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало:
- Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»
Упражнения по формированию дикции
Цель упражнений по формирования дикции – выработка четкого, ясного проговаривания звуков родного языка.
Чтобы речь была ясной, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба. Упражнения по дикции проходят в форме хорового или индивидуального произнесения и даются в игровой форме. В работе нужно учитывать, что взрывные согласные очень полезны для тренировки четкой речи. Они образуются при прорыве воздушной струей препятствий: крпко прижатого кончика языка к верхним резцам (т – д); задней части спинки языка, крепо прижатого к твердому небу (к – г); затвора обеих губ (п – б).
«Жонглируем» - пи! пэ! па! по! – взрываем воздух.
«Бросаем снежки» - ба! бо!
Тренировка перечисленных согласных развивает весь артикуляционный аппарат: п-б – губы, т-д – кончик языка. Звуки к-г – укрепляют корень языка. Если у ребенка отсутствует звук Р, то следует чаще давать упражнения именно с этими звуками: та-та-т-ат-та-та-та-та! с убыстрением да-да-да-да-…-да, тук-тук-тук-…-тук.
Эти упражнения вырабатывают вибрацию кончика языка, необходимую для произношения звука Р.
Речь детей несовершенна в звуковом отношении, много косноязычная, т.е. шипящие (ш, ж, ч), свистящие (с, з, ц), сонорные (р, н, л) произносятся неправильно, поэтому важно показать ребенку правильную артикуляцию при произнесении звука «С» или «Ш» и т.д. – так как каждый звук имеет свою артикуляцию, т.е. правильное положение органов речи.
Для выработки правильной дикции используют упражнения «Жонглеры», «Теннис», «Бадминтон», «Кольцеброс», «Гребцы» и т.д.
Артикуляционные упражнения
Цель артикуляционных упражнений - коррекция звукопроизношения (О.И. Крепенчук, 2006). Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
1. Упражнения для общей артикуляционной гимнастики
· «Улыбка»
· «Хоботок» («Трубочка»)
· «Домик открывается»
· Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»
· «Любопытный язычок»
· «Лягушка»
· «Зайчик»
· «Окошко»
· «Язык здоровается с подбородком»
· «Язык здоровается с верхней губой»
· «Обезьянка»
· «Бульдог»
· «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
· «Хомяк»
· «Кружок»
· Чередование «толстячки – худышки»
Материалы по педагогике:
Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...
Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...
Изучение особенности развития словаря у детей средней группы
Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей. Нами были поставлены следующие задачи : 1.Изучить знание названий предметов и их частей. 2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, ...