· Принцип философского воспитания - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, что бы ребёнок мог за фактом видеть явления жизни, за явлениями - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Только философское воспитание может содействовать становлению субъектного поступка, субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчёт в том, какую жизнь она предпочитает.
· Принцип диалогического воспитания - это стиль педагогического взаимодействия. Это организация такой жизни воспитанника, когда он находиться в постоянном диалоге с самим собой. С картиной, книгой, музыкой другим человеком и т.д.
· Принцип этического воспитания – осуществление, которого педагог « возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребёнка, взаимодействие с ним выстраивается в широком русле «человек-человек» и ученик принимается учителем «равным себе» : не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п. , а равным потому, что он человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.
В основе планирования программы занятий лежат идеи Н.Е. Щурковой и её примерной программы воспитание школьников.
ü во первых - это поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребёнка как субъекта воспитания.
ü во вторых - это идеи близости природы, её объектив законов к младшим школьникам и связи жизни человека, вольноотпущенника природы, но, тем не менее, продукта природы, и одновременно, носителя и творца культуры.
Основываясь на них, мы выделили в программе два основных направления:
· Формирование ценностного отношения к природе, в котором отношение к природе формируется через призму вопроса жизни и вопроса соприкосновения жизни природы и жизни человека.
· Формирование жизненной позиции, развития способности к индивидуальному выбору в ситуации защиты всего живого.
Механизм реализации программы предполагает использование диалогических форм работы и совместные творческие дела:
· Игровые методики;
· Проектные методики;
· Ролевые игры
· Литературно-экологические праздники;
· Экологическая почта;
· Операции связанные с защитой живого (ситуации).
Сроки реализации:
т.к. программа носит характер краткосрочного исследования, её реализация осуществляет в течение месяца при ежедневном включении детей в ситуации экологической деятельности.
Предполагаемый результат:
позитивная динамика в развитии отношения ко всему живому как к критерию экологической культуры и повышение активной позиции младших школьников в ситуации необходимой защиты всего живого.
План реализации программы
|
этапы |
Содержание деятельности |
сроки проведения |
|
1.Диагностический. Констатирующего исследования |
Цель - водная диагностика сформулированных отношений к живому. Методики: 1. Методика «Альтернатива» (К.Р Махотин). 2.Опросник развитие личностного отношения к природе (Л.Н. Водянова). 3. Опросник «отношение к окружающему миру» (Н.С. Жестова). 4.Методика «лес благодарит и сердится» (В.Л. Юрий). |
03.02.12 30.01.12 30.01.12 30.01.12 |
|
2. Деятельностный. Формирующего исследования |
1. «Природный мир вокруг человека»; 2. «Жизнь. Леса человек в лесу»; 3. «Бережное отношение человека к природе»; 4. «Отношение человека к природе в искусстве»; 5. «Связь растения человека с растениями»; 6. «О дружбе и взаимовыручке человека и собаки»; 7. «Могут ли звери благодарить человека?» 8. «Единство судьбы планеты и человека»; 9. «Волшебство воды живая и мёртвая вода. Сказка или быль»; 10. «Как природа мстит человеку за плохое отношение»; 11. Проектная мастерская «помогу природе»; 12. «Природа просит помощи». |
14.02.12 15.02.12 17.02.12 10.02.12 21.02.12 24.02.12 28.02.12 02.03.12 01.03.12 30.01.12 31.01.12 |
|
3.Контрольное исследование, динамика развития отношений к живому. |
Методики: 1. Методика «Альтернатива» (К.Р Махотин). 2.Опросник развитие личностного отношения к природе (Л.Н. Водянова). 3. Опросник «отношение к окружающему миру» (Н.С. Жестова). 4.Методика «лес благодарит и сердится» (В.Л. Юрий). |
02.03.12 02.03.12 02.03.12 02.03.12 |
|
Материально- техническая база: |
ü Интерактивные доски; ü Компьютер; ü Музыкальная аппаратура; ü Музыка; ü Мультимедийная установка. | |
|
(Разработки занятий в приложении №) | ||
Материалы по педагогике:
Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, ...
Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного
возраста
В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них. Приор ...
Алгоритмизированное обучение
Вообще под понятием алгоритма понимается любое строгое предписание выделения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов. Алгоритмы – строгие предписания – очень широко используются в обучении химии. Алгоритмически выполняют ...