· Принцип философского воспитания - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, что бы ребёнок мог за фактом видеть явления жизни, за явлениями - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Только философское воспитание может содействовать становлению субъектного поступка, субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчёт в том, какую жизнь она предпочитает.
· Принцип диалогического воспитания - это стиль педагогического взаимодействия. Это организация такой жизни воспитанника, когда он находиться в постоянном диалоге с самим собой. С картиной, книгой, музыкой другим человеком и т.д.
· Принцип этического воспитания – осуществление, которого педагог « возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребёнка, взаимодействие с ним выстраивается в широком русле «человек-человек» и ученик принимается учителем «равным себе» : не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п. , а равным потому, что он человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.
В основе планирования программы занятий лежат идеи Н.Е. Щурковой и её примерной программы воспитание школьников.
ü во первых - это поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребёнка как субъекта воспитания.
ü во вторых - это идеи близости природы, её объектив законов к младшим школьникам и связи жизни человека, вольноотпущенника природы, но, тем не менее, продукта природы, и одновременно, носителя и творца культуры.
Основываясь на них, мы выделили в программе два основных направления:
· Формирование ценностного отношения к природе, в котором отношение к природе формируется через призму вопроса жизни и вопроса соприкосновения жизни природы и жизни человека.
· Формирование жизненной позиции, развития способности к индивидуальному выбору в ситуации защиты всего живого.
Механизм реализации программы предполагает использование диалогических форм работы и совместные творческие дела:
· Игровые методики;
· Проектные методики;
· Ролевые игры
· Литературно-экологические праздники;
· Экологическая почта;
· Операции связанные с защитой живого (ситуации).
Сроки реализации:
т.к. программа носит характер краткосрочного исследования, её реализация осуществляет в течение месяца при ежедневном включении детей в ситуации экологической деятельности.
Предполагаемый результат:
позитивная динамика в развитии отношения ко всему живому как к критерию экологической культуры и повышение активной позиции младших школьников в ситуации необходимой защиты всего живого.
План реализации программы
этапы |
Содержание деятельности |
сроки проведения |
1.Диагностический. Констатирующего исследования |
Цель - водная диагностика сформулированных отношений к живому. Методики: 1. Методика «Альтернатива» (К.Р Махотин). 2.Опросник развитие личностного отношения к природе (Л.Н. Водянова). 3. Опросник «отношение к окружающему миру» (Н.С. Жестова). 4.Методика «лес благодарит и сердится» (В.Л. Юрий). |
03.02.12 30.01.12 30.01.12 30.01.12 |
2. Деятельностный. Формирующего исследования |
1. «Природный мир вокруг человека»; 2. «Жизнь. Леса человек в лесу»; 3. «Бережное отношение человека к природе»; 4. «Отношение человека к природе в искусстве»; 5. «Связь растения человека с растениями»; 6. «О дружбе и взаимовыручке человека и собаки»; 7. «Могут ли звери благодарить человека?» 8. «Единство судьбы планеты и человека»; 9. «Волшебство воды живая и мёртвая вода. Сказка или быль»; 10. «Как природа мстит человеку за плохое отношение»; 11. Проектная мастерская «помогу природе»; 12. «Природа просит помощи». |
14.02.12 15.02.12 17.02.12 10.02.12 21.02.12 24.02.12 28.02.12 02.03.12 01.03.12 30.01.12 31.01.12 |
3.Контрольное исследование, динамика развития отношений к живому. |
Методики: 1. Методика «Альтернатива» (К.Р Махотин). 2.Опросник развитие личностного отношения к природе (Л.Н. Водянова). 3. Опросник «отношение к окружающему миру» (Н.С. Жестова). 4.Методика «лес благодарит и сердится» (В.Л. Юрий). |
02.03.12 02.03.12 02.03.12 02.03.12 |
Материально- техническая база: |
ü Интерактивные доски; ü Компьютер; ü Музыкальная аппаратура; ü Музыка; ü Мультимедийная установка. | |
(Разработки занятий в приложении №) |
Материалы по педагогике:
Создание и развитие системы высшего музыкального образования
Октябрьская революция в Петроградской консерватории была встречена настороженно. Заслушав на очередном заседании информацию о пролетарской революции, Малый Совет консерватории постановил «не определять» своего отношения к «событиям внешней жизни» впредь до «выяснения возможности влияния внешней жиз ...
Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших
школьников
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...
Индивидуальный план прохождения педагогической практики
В 6 «а», 7 «б», 7 «а», 8 «в» и 10 «б» классах МОУ СОШ № 1 с. Питерка студентки 4 курса 411 группы социологического факультета Касицыной Дарьи Александровны Дата Наименование вида работы Отметка о выполнении работы Примечание 28.08.10. ознакомилась с Уставом МОУ СОШ «с. Питерка.» выполнено 7.09.10. ...