Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

В результате обследования личностных особенностей детей экспериментальной группы, в качестве доминирующих черт выделились тревожность у 8 детей, что составляет 54 %, агрессивность у 3 детей, что составляет 20 %, отгороженность у 4 детей, что составляет 26 %.

В результате нашего исследования выявлено, что у всех детей экспериментальной группы имеется общее недоразвитие речи, которое сказывается на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и является одной из главных причин неблагоприятных отношений в группе сверстников. Другой не менее важной причиной неблагоприятных взаимоотношений среди детей являются условия воспитания и развития детей в семье, а также отношения к ним их родителей.

Коррекционная работа

Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов (Б.М.Гриншпун, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.). Коррекционное обучение детей с III уровнем речевого развития предусматривает:

• дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств родного языка;

• формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;

• подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Вся коррекционная логопедическая работа велась с учетом рекомендаций Т.Б.Фили-чевой и Г.В.Чиркиной, изложенных в пособии "Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР".

В ходе исследования было выявлено, что психологические проблемы ребенка, имеющего недоразвитие речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являлись:

• отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

• коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

• организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;

• обучение способам регуляции эмоциональны состояний;

• обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

• работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия. В условиях детского сада необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической. С этой целью использовались следующие приемы психологической коррекции:

• приемы игровой психокоррекции;

• приемы библиотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;

• приемы арттерапии и музыкотерапии;

• приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.

Синтез приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы. В процессе проведения психокоррекционной работы использовались приемы и методы отечественных и зарубежных специалистов (К. Фоппель "Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения", 1998; М.И.Чистякова "Психогимнастика", 1995;ТН.Волковская, Г.Х.Юсупова "Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи" 2003; Г. Шоттенлоэр "Рисунок и образ в гештальттерапии", 2000).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Внеклассная деятельность младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала ...

Содержание курса информатики и информационных технологий для 5 классов
По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе ...

Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения
В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих п ...

Навигация