В результате обследования личностных особенностей детей экспериментальной группы, в качестве доминирующих черт выделились тревожность у 8 детей, что составляет 54 %, агрессивность у 3 детей, что составляет 20 %, отгороженность у 4 детей, что составляет 26 %.
В результате нашего исследования выявлено, что у всех детей экспериментальной группы имеется общее недоразвитие речи, которое сказывается на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и является одной из главных причин неблагоприятных отношений в группе сверстников. Другой не менее важной причиной неблагоприятных взаимоотношений среди детей являются условия воспитания и развития детей в семье, а также отношения к ним их родителей.
Коррекционная работа
Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов (Б.М.Гриншпун, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.). Коррекционное обучение детей с III уровнем речевого развития предусматривает:
• дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств родного языка;
• формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;
• подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Вся коррекционная логопедическая работа велась с учетом рекомендаций Т.Б.Фили-чевой и Г.В.Чиркиной, изложенных в пособии "Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР".
В ходе исследования было выявлено, что психологические проблемы ребенка, имеющего недоразвитие речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являлись:
• отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
• коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
• организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
• обучение способам регуляции эмоциональны состояний;
• обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
• работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия. В условиях детского сада необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической. С этой целью использовались следующие приемы психологической коррекции:
• приемы игровой психокоррекции;
• приемы библиотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
• приемы арттерапии и музыкотерапии;
• приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.
Синтез приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы. В процессе проведения психокоррекционной работы использовались приемы и методы отечественных и зарубежных специалистов (К. Фоппель "Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения", 1998; М.И.Чистякова "Психогимнастика", 1995;ТН.Волковская, Г.Х.Юсупова "Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи" 2003; Г. Шоттенлоэр "Рисунок и образ в гештальттерапии", 2000).
Материалы по педагогике:
Планирование в деятельности педагога
Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени содержания учебного ма ...
Создание и развитие системы высшего музыкального образования в г. Белгороде
Имея широкую сеть детских музыкальных школ, два средних учебных заведения, дающих музыкальное образование, город Белгород не имел долгое время высшего музыкально-образовательного учреждения. Получить высшее музыкальное образование можно было лишь покинув пределы города. Студенты из г.Белгорода обуч ...
Внеклассная деятельность
Обучение не просто дает знание, а формирует и развивает личность, ее мировоззрение, культуру, характер. Сообщая учащимся знание, мы воспитываем их нравственно. Нам важно, как направлены эти знания, в каких делах и поступках проявляются. Соединение обучения и воспитания в единый процесс предполагает ...