Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

В результате обследования личностных особенностей детей экспериментальной группы, в качестве доминирующих черт выделились тревожность у 8 детей, что составляет 54 %, агрессивность у 3 детей, что составляет 20 %, отгороженность у 4 детей, что составляет 26 %.

В результате нашего исследования выявлено, что у всех детей экспериментальной группы имеется общее недоразвитие речи, которое сказывается на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и является одной из главных причин неблагоприятных отношений в группе сверстников. Другой не менее важной причиной неблагоприятных взаимоотношений среди детей являются условия воспитания и развития детей в семье, а также отношения к ним их родителей.

Коррекционная работа

Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов (Б.М.Гриншпун, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.). Коррекционное обучение детей с III уровнем речевого развития предусматривает:

• дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств родного языка;

• формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;

• подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Вся коррекционная логопедическая работа велась с учетом рекомендаций Т.Б.Фили-чевой и Г.В.Чиркиной, изложенных в пособии "Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР".

В ходе исследования было выявлено, что психологические проблемы ребенка, имеющего недоразвитие речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являлись:

• отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

• коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

• организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;

• обучение способам регуляции эмоциональны состояний;

• обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

• работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия. В условиях детского сада необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической. С этой целью использовались следующие приемы психологической коррекции:

• приемы игровой психокоррекции;

• приемы библиотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;

• приемы арттерапии и музыкотерапии;

• приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.

Синтез приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы. В процессе проведения психокоррекционной работы использовались приемы и методы отечественных и зарубежных специалистов (К. Фоппель "Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения", 1998; М.И.Чистякова "Психогимнастика", 1995;ТН.Волковская, Г.Х.Юсупова "Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи" 2003; Г. Шоттенлоэр "Рисунок и образ в гештальттерапии", 2000).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, ра ...

Значение методической работы в дошкольном учреждении
Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения. Бесспорным достоинством является то, что вариативность соврем ...

Результаты наблюдений за тренировочными занятиями боксеров и последующего собеседования с тренерами
Результаты наблюдений за традиционными тренировками по боксу показали соотношение (по времени) использования тренерами продуктивных и репродуктивных методов (рис. 2). В ходе собеседования тренера ответили на вопрос: «Почему же, несмотря на ряд достоинств, проблемное обучение не имеет большого распр ...

Навигация