Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 3

Система работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка была частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных нарушений у детей с ОНР. С учетом особенностей социальной ситуации развития ребенка нами были использованы следующие направления психо-коррекционной и консультативной работы, апробированные в течение многих лет исследователями и практиками (И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, 2008):

• гармонизация семейных взаимоотношений;

• установление гармоничных детско-родительских отношений;

• помощь родителям в формировании адекватной оценки состояния ребенка;

• обучение элементарным методам психологической коррекции.

Содержание психокоррекционного воздействия, направленного на родителей, представлено двумя формами работы: индивидуальной и групповой. Индивидуальная работа осуществлялась в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед родителей обучались приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка (В.В.Ткачева, 2007). Групповые коррекционные занятия проводились по трем направлениям:

• гармонизация взаимоотношений между родителями и ребенком;

• гармонизация внутрисемейных отношений;

• оптимизация социальных контактов семьи.

Проводя коррекционную работу с родителями, мы использовали организационные формы и содержание занятий, представленные в практикуме по формированию адекватных родительско-детских отношений " Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии", разработанном В.В.Ткачевой (1999).

Гармонизация внутрисемейных отношений осуществлялась в виде занятий с родителями. Гармонизация позиции матери позволяла оптимизировать отношения между членами семьи и социальные контакты. Коррекционное воздействие, осуществляемое психологом на мать проблемного ребенка, распространялось и на других членов семьи.

Для работы с матерями использовалась специально разработанный В.В.Ткачевой психокоррекционный прием, позволивший обсуждать определенные жизненные ситуации. Психокоррекционный эффект при проведении дискуссий достигался с помощью специально написанных рассказов, в которых описываются жизненные ситуации, в которых приходилось бывать матерям с детьми. В своей работе мы успешно использовали следующие специальные рассказы: "Мама, папа, я - дружная семья", "Моя семья - моя крепость", "Кто виноват?", "Воскресенье - день общенья".

Консультативная работа

Поставленные нами задачи продуктивно реализовались в следующих формах работы, таких как - тематические консультации, семинары-практикумы, групповые собрания родителей с видеопросмотром фрагментов занятий.

Ниже приведена тематика групповых тематических консультаций и семинаров-практикумов:

• Почему ребенок может отставать в развитии?

• Особенности психофизического развития дошкольника.

• Проблемы развития речи и некоторые рекомендации в помощь родителям.

• Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

• Нарушение поведения детей дошкольного возраста и возможности их коррекции.

• Эмоциональное развитие дошкольников.

• Психология семейных отношений.

• Профилактика детских неврозов.

• Готов ли Ваш ребенок к школе?

• Учимся быть внимательными (навыки наблюдения за развитием ребенка).

• Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе
В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта - опыт ...

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Функции родительского комитета
Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей - это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по п ...

Навигация