Развитие самообразования в России

Материалы о педагогике » История самообразования » Развитие самообразования в России

Страница 2

В 1769 году вышел в свет знаменитый «Письменник» Н.Г. Курганова, который содержал множество полезных сведений по риторике, физике, астрономии, мореплаванию, философии и др. Это уникальное пособие имеет огромное культурно-историческое значение, и, в сущности, является первым учебником по самообразованию.

Наибольшего расцвета самообразование достигло в XIX веке. Это было связанно с огромными социальными изменениями в общественной жизни, подъемом революционного движения, отменой крепостного права, приобщения к общественной деятельности широкого круга разночинной интеллигенции.

Отдельно следует отметить такую яркую личность в истории русской культуры и просвещения, как А.Т. Болотов (1738-1833). Он впервые заявил в России о самообразовании и его научных основах. А.Т. Болотов был выдающимся просветителем, общественным деятелем, считается основателем научной организации труда в сельском хозяйстве. Интереснейшие суждения высказаны им в области педагогики, психологии, политэкономии. Все свои обширные познания он приобрел в результате опорной самостоятельной работы. Его имя было хорошо известно в России в конце XVIII века и, особенно в первой половине XIX века. Его труды издавались и были популярны в обществе. К 60-м годам прошлого столетия стремление к созданию работы по самообразованию оформилось в заметное движение в различных общественных кругах.

В 1891 году при Педагогическом музее Военно-учебных заведений возник «Отдел самообразования», который поставил своей целью содействовать самообразованию посредством составления особых программ для чтения с указанием научной литературы. Этот почин принадлежал Н.А. Рубакину, профессору Н.И. Карееву, В.Н. Мякотину, В.И. Селиновскому, генералу Н.А. Макарову. По мнению инициаторов, этот отдел имел ввиду помогать тем читателям, которые оказались не по силам московские «Программы домашнего чтения», изданные Комиссией домашнего чтения при «Обществе распространения технических знаний».

В 1900-1901 гг. при СПб Отделе самообразования работала особая комиссия, поставившая своей целью издание общеобразовательной программы для читателей из народа.

В 1904 г. вышла брошюра А. Панова «Домашняя библиотека». Она имела настолько большой успех, что была переиздана три раза. После этого внимание к вопросам систематического самообразования наиболее широких кругов грамотной России явно снизилось. В 1905 году стали появляться всякого рода «Указатели и рекомендательные каталоги по самообразованию» как в виде брошюр, так и в виде более или менее толстых книжек.

С появлением в 1905 г. работы Н. Рубакина «Среди книг» читатели получили возможность выбирать себе книги для чтения не вслепую, не по заголовкам, которые говорят мало, а по существу — выбирать именно те книги, которые содержат ответ на тот или иной вопрос.

Вопросам индивидуализации самообразовательной познавательной деятельности в теории Н.А. Рубакина привлекли внимание Н.К. Крупской. Разработка проблем самообразования в трудах Н.К. Крупской идёт в двух направлениях: изучение мотивов самообразовательной деятельности и изучение индивидуальных запросов личности. На этих основаниях разрабатывалась ее методика самообразования. Н.К. Крупская рассматривала его как деятельность, помогающую в решении важнейших государственных задач. Среди них на первый план выдвигается стремление понять производственную квалификацию. Крупская впервые подняла вопрос о создании систематической программы общего образования для сферы самообразования.

К организации самообразования вновь пришлось обратиться в годы Великой Отечественной войны. Это было связанно с тем, что взрослых на предприятиях вынужденно заменили учащиеся старших классов, которые, работая сутками, не имели возможности получить полноценное школьное образование. Кроме того, эвакуация жителей европейской части Советского Союза поставила школы Урала и Сибири в трудное положение, школьные классы были перегружены, не хватало учителей, значительная часть учебной работы выносилась на дом. Указанные причины вызвали необходимость ориентировать учащихся школ, рабочую молодежь на самообразование, привлечь школьника к активной деятельности по овладению знаниями, и не только учиться самому, но и учить в какой-то мере других. В 40-50-е гг. значительных исследований по проблеме самообразования не наблюдается.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...

История и динамика развития высшего педагогического образования в Башкирии
7 марта 1906 года Городская дума заслушала доклад Уфим­ской городской управы о возбуждении ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в городе учительского института. Оба мероприятия, безусловно, были выгодны с точки зрения лучшей постановки и развития дела н ...

Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и социальной работы
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа". Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказани ...

Навигация