Сущность и структура умственных способностей

Материалы о педагогике » Развитие умственых способностей детей » Сущность и структура умственных способностей

Страница 5

Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы встречаются редко. К счастью человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения развития творческих способностей люди научатся, и выращивать таланты». Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результат этот будет удивительным.

Биологи считают, что среди пятнадцати миллиардов клеток головного мозга активно работают 3-5%. Психологи также признают, что человеческий мозг имеет в себе огромную, пока не используемую избыточность природных возможностей и, что гениальность – это не отклонение, не аномалия человеческого ума, как склонны считать некоторые, а наоборот высшая полнота его проявления, обнажения природных возможностей.

Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.

Таким образом, творческие способности надо развивать с новорожденности. Когда стали учить новорожденных плавать, естественно думали, не об умственном, а физическом их развитии. И младенцы поплыли, восьмимесячный мог нырять на дно бассейна за игрушкой, девять минут пробыть в воде без помощи старших. Но, что неожиданно юные пловцы оказались интеллектуально развитыми выше среднего.

Наблюдая за своими детьми, Никитины решили, что точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст три года.

Значит, первые годы жизни ребёнка – самые умные для его будущего и надо как можно полнее использовать их.

Родители считают, что придёт время, – научится всему. В действительности это далеко не так, как правило, научиться читать 3-4 летнему ребёнку намного легче, чем 6-7 летнему и делает он это, играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению идёт гораздо труднее. А как ребёнок овладевает родной речью?

Если малыш слушает речь взрослых с рождения, то он около года начинает произносить первые слова, а от двух до пяти (по утверждению К. И. Чуковского) ребёнок – гениальный лингвист. Но что относится только к нормально развивающимся детям. По утверждениям Никитина развитие ребёнка надо начинать как можно раньше, вот почему первые годы жизни самое благоприятное время.

Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – ранее начало, например, никто не задумывается, когда учат ребёнка разговаривать. С ним просто разговаривают со дня его рождения. То есть условия для овладения речью были обеспечены заранее, они опережали развитие речи. То есть нужно самим родителям предлагать своим детям с младенчества благоприятные условия для развития.

Второе, чрезвычайно важное условие – условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие осуществляется, тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не говорит. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие для него новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.

Третье, важное условие: ребёнку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел. Это представленная свобода не только не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых – вот последнее (четвёртое) условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превратить свободы в безнаказанность, а помощь в подсказки. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать; думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространённая форма, помощи детям, но они только вредят.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити ...

Общая характеристика методов обучения русскому языку в коррекционной школе
Под методами обучения дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение. В ...

Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может ...

Навигация