Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку

Материалы о педагогике » Методика формирования умений описания в письменной речи на иностранном языке на старшем этапе обучения » Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку

Страница 3

а) заданная коммуникативная ситуация – задача: текст письма, рекламы, объявления и т.п.;

б) содержательные опоры для выполнения задания, предписывающие, какие коммуникативные задачи должны быть решены учеником при написании собственного текста (ответ на письмо, запрос дополнительной информации, письмо читателя и т.п.).

Формулировка содержательных опор для написания собственного текста может варьироваться в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся. Для начинающих это могут быть развернутые предложения, дающие много подсказок, для учащихся продвинутого уровня опоры носят свернутый характер, а коммуникативные задачи усложняются.

Цели овладения письменной речью, а также подход к оценке письменных работ учащихся в родном и иностранных языках во многом совпадают. Они оцениваются по следующим критериям:

а) содержательная сторона: соответствие высказывания теме, решение коммуникативной задачи, стилистическое соответствие;

б) формальная сторона речи: соблюдение норм грамматики, орфографии, пунктуации.

Однако критерии оценки, традиционно использующиеся при проверке авторских текстов учащихся, не способствуют формированию умений самоконтроля и самооценки, так как они сформулированы слишком обобщенно и могут использоваться лишь специалистами-преподавателями.

Так, например, Капинос В.И., оценивая содержание высказывания в письменных работах учащихся, учитывает следующие критерии:

- соответствие высказывания теме, наличие в нем определенной коммуникативной установки, замысла, основной мысли;

- соответствие стиля и типологической структуры текста теме и основной мысли высказывания;

- композиционная стройность, логичность и последовательность высказывания…

3. Деятельностный (коммуникативный, содержательно-смысловой) подход.

В данном подходе деятельность письма и пишущий находятся в центре учебного процесса. Письмо рассматривается как творческий, нелинейный процесс, в ходе которого происходит осознание и формулировка мыслей. Целью работы является продукция текста на основе индивидуального творчества ученика или учебной группы. Такая работа требует многократной переделки, редактирования написанного с целью сделать свои мысли максимально понятными читателю и выполнить коммуникативную задачу. Этот подход очень продуктивен при изучении иностранного языка.

Роль учителя при таком подходе заключается в:

мотивации учащихся к творческой работе;

ознакомлении их с различными стратегиями работы;

ознакомлении с приемами редактирования и корректирования текстов.

Творческое письмо дает возможность учащимся использовать имеющиеся лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность, осознавать межкультурные различия, использовать собственные тексты для тренировки умений в чтении и говорении.

Продуктивное письмо может использоваться уже на раннем этапе обучения.

В качестве стимула могут быть использованы:

1. Предметы (игрушки, предметы быта, сувениры и т.п.).

Например, напишите историю от имени предмета на тему «Что мне больше всего нравится/не нравится» и т.п.

Различные фотографии, картинки или их фрагменты. Например, «войдите в картину» и опишите ее «изнутри»

Тексты (предложения), к которым надо придумать начало, окончание, ввести новых действующих лиц и т.п.

Фрагменты музыкальных произведений. Например, после прослушивания музыкального фрагмента напишите, где звучит музыка, кто ее слышит, нравится она или нет и т.п.

Ознакомление учащихся с различными стратегиями и технологиями работы по написанию авторского текста помогает им обогащать репертуар их деятельности, совершенствовать компетенции в письменной речи.

Процесс работы по написанию собственного текста может быть разделен на этапы:

Знакомство с заданием, которое определяет жанр будущего текста (сказка, стихи, репортаж и т.п.).

Планирование текста с ориентацией на реального или фиктивного читателя/адресата; сбор ассоциаций, имеющихся знаний по проблеме/теме; формулирование аргументов «за» и «против»; сбор языкового материала для оформления собственных высказываний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Сущность и структура умственных способностей
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие прип ...

Использование мультимедиа курсов в учебном процессе
Основным видом учебной деятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. Для ор ...

Совершенствование организации по видам деятельности
Организация учебной деятельности учащихся под руководством учителя является программой, планомерной и систематической деятельности, в процессе которой педагог вооружает учащихся основами наук. Процесс обучения, осуществляемый учителем и учащимися, эффективен лишь при условии их активного взаимопони ...

Навигация