Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку

Материалы о педагогике » Методика формирования умений описания в письменной речи на иностранном языке на старшем этапе обучения » Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку

Страница 5

При письменном высказывании мыслей, как и при говорении, функционируют одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне произносимыми языковыми формами.

В процессе письма наряду с кратковременной и долговременной памятью функционируют и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.

Психофизиологической основой письменной речи как деятельности является взаимодействие двигательного, зрительного и слухоречемоторного анализаторов.

Как и любой другой вид речевой деятельности, письменная речь характеризуется трехчастностью. Ей присущи побудительно-мотивационная побуждающая, аналитико-синтетическая формирующая и исполнительная результирующая части.

Побудительно-мотивационная часть основывается на общей потребности человека в коммуникации.

В аналитико-синтетической части формируется и реализуется само высказывание. В письменной речи эта часть деятельности представлена в виде свернутых, внутренних умственных действий по составлению письменного речевого текста и является орудием осуществления мысли.

Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализация плана реализуется в фиксации продукта письменной речи – письменного текста – графическим способом.

Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т. е. использовать письмо как средство общения.

Старший школьный возраст – это возраст существенных качественных сдвигов в личностном развитии в целом, и, основываясь на этом, можно полагать, что он характеризуется качественными изменениями и в коммуникативной деятельности.

По окончании обучения на профильно-ориентированном уровень развития коммуникативной компетенции в области письменной речи должен обеспечить более эффективное использование письма как средства осуществления учебной, профессионально ориентированной и самообразовательной деятельности.

Современные подходы к развитию иноязычной письменной речи:

формально-языковой (директивный): ограниченное использование письма; письмо - «Золушка» других видов речевой деятельности; письмо - средство автоматизации (или контроля) языковых навыков;

формально-структурный (лингвистический): письмо - производство письменного продукта (текста); текст — совокупность основных типов речи (описание, повествование, рассуждение); абзац - основная единица текста;

содержательно-смысловой (коммуникативный): свободное творческое письмо; письмо как полноправный вид речевой деятельности и как коммуникативный процесс.

При коммуникативном подходе к обучению иностранной письменной речи роль преподавателя заключается в мотивировании обучающихся к творческой работе, в ознакомлении их с различными стратегиями и приемами работы, а также редактировании собственных текстов.

Сбалансированное использование этих подходов позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учетом всех психолингвистических этапов порождения речи, формальной и содержательной составляющих коммуникативной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

О выразительности образов и их влиянии на сознание
Каждый носит в глубинах своей Личности, в своей душе и сердце, мир «несказанного», невыразимого словом и образом. И эту невыразимость, неспособность до конца высказать мысль и чувство словом гениально выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» («Молчание!») Другому как понять тебя? Поймёт ли ...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка
Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах. Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе д ...

Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Наше исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ "Детский сад № 40, ЦРР" г. Воскресенска Московской области с сентября 2006 по декабрь 2007 года. Детский сад имеет статус Центра развития ребенка, в его составе 11 групп. Все группы работают по программе Л.А.Венгера "Ра ...

Навигация