Урок музыки в начальной школе сам по себе близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы. Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны. В полном объёме художественная картина мира не может быть дана средствами какого-нибудь одного из них. Поэтому учитель использует средства выразительности различных видов искусств, не механически их объединяя, а представляя особый сплав, синтез искусств, способный оказать на личность многостороннее эмоциональное воздействие.
Интеграция искусств в образовательный процесс дисциплин художественного цикла открывает новые пути гуманизации и гуманитаризации современного образования, духовного воспитания школьников. «Гуманизация – это признание ценностей человеческой личности, а гуманитаризация – это интерес к природе человека, его бытию, сознанию». Синтез искусств является той культурной средой, которая и создаёт почву для художественно-эстетического развития личности.
«С первых дней обучения ребёнка в школе, музыка должна войти в его мир как часть духовной культуры человечества, соединённая тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, театром, пластикой, где понятие художественного образа целостно, или целостно восприятие ребёнком окружающего мира, того мира, в котором всё одушевлённо и имеет свой язык, обращённый к чувствам, разуму, душе и сердцу человека» .
По-новому осмыслить проблему развития творческих способностей детей, объединить знания и навыки художественной деятельности через художественную культуру посредством музыки позволяет интегративный принцип взаимодействия искусств в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе. Интеграционный подход к решению проблемы формирования и развития художественно-творческих способностей даёт несомненные преимущества в становлении духовно-эстетического, творческого потенциала личности в условиях современной социокультурной среды. Во-первых, потому, что интеграционность в изучении основ искусства для детей младшего и среднего школьного возраста органична, естественна, что подтверждается фундаментальными исследованиями учёных-психологов, искусствоведов, педагогов. Во-вторых, интерес представляет возможность разработки научно-педагогической системы формирования творческих способностей учащихся в условиях взаимодействия музыки, литературы, изобразительного искусства, пластического интонирования и театрализации.
Проблема интегративного подхода к преподаванию музыки в школе определилась потребностями практики в организации учебно-воспитательного процесса становления творческих способностей учащихся в определении места и значения интегративного урока в художественно-эстетическом образовании, в необходимости создания технологии интеграционного процесса в этой сфере, определении содержания, форм и методов художественной деятельности школьников. Принцип взаимодействия искусств позволяет по-новому подойти к проблеме синтеза искусств на уроке музыки.
Категория музыкальности выделяется как универсальная в контексте синтеза искусств и осознается как творческое явление, многомерное, связанное с многоуровневой природой самой музыки, как особого рода духовная потребность, неразрывно связанная с музыкальной и в целом художественной культурой. Отсюда и разноплановые уровни осмысления категории «интеграция»:
Материалы по педагогике:
Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию
дошкольников с общим недоразвитием речи
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания, особенно у хол ...
Содержание изменения позиции педагога при осуществлении проектного метода
обучения
В ходе теоретического исследования нами были выделены следующее принципы, характеризующие деятельность педагога в проектном подходе: · Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. · Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Принцип стим ...
Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках
литературы в школах V вида
Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин. К сожалению, вопрос о принципах пр ...