Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Страница 2

Урок музыки в начальной школе сам по себе близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы. Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны. В полном объёме художественная картина мира не может быть дана средствами какого-нибудь одного из них. Поэтому учитель использует средства выразительности различных видов искусств, не механически их объединяя, а представляя особый сплав, синтез искусств, способный оказать на личность многостороннее эмоциональное воздействие.

Интеграция искусств в образовательный процесс дисциплин художественного цикла открывает новые пути гуманизации и гуманитаризации современного образования, духовного воспитания школьников. «Гуманизация – это признание ценностей человеческой личности, а гуманитаризация – это интерес к природе человека, его бытию, сознанию». Синтез искусств является той культурной средой, которая и создаёт почву для художественно-эстетического развития личности.

«С первых дней обучения ребёнка в школе, музыка должна войти в его мир как часть духовной культуры человечества, соединённая тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, театром, пластикой, где понятие художественного образа целостно, или целостно восприятие ребёнком окружающего мира, того мира, в котором всё одушевлённо и имеет свой язык, обращённый к чувствам, разуму, душе и сердцу человека» .

По-новому осмыслить проблему развития творческих способностей детей, объединить знания и навыки художественной деятельности через художественную культуру посредством музыки позволяет интегративный принцип взаимодействия искусств в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе. Интеграционный подход к решению проблемы формирования и развития художественно-творческих способностей даёт несомненные преимущества в становлении духовно-эстетического, творческого потенциала личности в условиях современной социокультурной среды. Во-первых, потому, что интеграционность в изучении основ искусства для детей младшего и среднего школьного возраста органична, естественна, что подтверждается фундаментальными исследованиями учёных-психологов, искусствоведов, педагогов. Во-вторых, интерес представляет возможность разработки научно-педагогической системы формирования творческих способностей учащихся в условиях взаимодействия музыки, литературы, изобразительного искусства, пластического интонирования и театрализации.

Проблема интегративного подхода к преподаванию музыки в школе определилась потребностями практики в организации учебно-воспитательного процесса становления творческих способностей учащихся в определении места и значения интегративного урока в художественно-эстетическом образовании, в необходимости создания технологии интеграционного процесса в этой сфере, определении содержания, форм и методов художественной деятельности школьников. Принцип взаимодействия искусств позволяет по-новому подойти к проблеме синтеза искусств на уроке музыки.

Категория музыкальности выделяется как универсальная в контексте синтеза искусств и осознается как творческое явление, многомерное, связанное с многоуровневой природой самой музыки, как особого рода духовная потребность, неразрывно связанная с музыкальной и в целом художественной культурой. Отсюда и разноплановые уровни осмысления категории «интеграция»:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10–11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5–8 классов. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реаль ...

Человек в процессе социализации
Человек как объект социализации. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полор ...

Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...

Навигация