Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Страница 4

Так в содержание программы включены синтетические формы и жанры музыкального искусства – песня, опера, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова. Также в процессе музыкального обучения детей предусматривается связь музыки и изобразительного искусства.

Многие разделы данной программы дают возможность учителю включить и театр в органическую ткань урока, показать взаимовлияние и взаимообогащение музыки и театра, установить некоторые общие закономерности их развития и восприятия. Уже во втором классе перед детьми «…раскрываются ворота, ведущие в оперу, балет, в музыку, написанную… для театральных спектаклей…». Таким образом, программа Д.Б. Кабалевского ориентирует учителей на использование в процессе обучения интеграции музыки и театра.

Э.Б. Абдуллин в содержании курса методики выделяет реализацию личностно-значимого, художественно-эстетически направленного содержания массового музыкального образования. В программу включены темы, раскрывающие функции музыкального искусства, его место и роль музыкального образования в системе художественного, эстетического воспитания учащихся, содержание и специфику художественно-педагогической деятельности учителя музыки. Углубление интеграции учебного предмета «Музыка» с другими дисциплинами Э.Б. Абдуллин как один из соавторов программы Д.Б. Кабалевского определил направленностью на:

- установление общности учебных предметов с позиции цели, основных принципов обучения;

- включение опыта эмоционально-нравственного отношения ученика к действительности, заключённого в произведениях искусства, в содержании любого предмета художественного цикла в качестве его ведущего элемента;

- разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному освоению школьниками его содержания.

В современном педагогическом процессе межпредметные связи всё очевиднее тяготеют к интеграции. Хотя при этом сложно однозначно определить существующую взаимосвязь различных видов искусств. Поэтому ряд исследователей предлагает одновременно пользоваться следующими терминами: взаимодействие, интеграция, синтез, синкретизм, в каждый из которых вкладывается свой смысл. Так, согласно Б.П. Юсову, «взаимодействие может строиться на разном уровне и в разных формах, например, как и взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия. Это может быть также соединение общедоступных занятий искусством с углублённым изучением одного из них. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополняемости… Интеграция близка к понятию синтеза – синестезии… синкретизму».

В основе программы Л.Н. Алексеевой «Музыка в школе» лежит концепция межпредметной связи соприкосновения музыки со всеми школьными дисциплинами первоклассников. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет. «Экологии» важной для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыки в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Постоянные магниты. Магнитное поле земли
Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока. Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на не ...

Использование информационно-коммуникационных технологий обучения
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошк ...

Двигательная активность - средство полноценного развития и подготовки детей
Двигательная активность - средство полноценного развития и полготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение привлекало к себе внимание видных ученых самых различ ...

Навигация