Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Страница 4

Так в содержание программы включены синтетические формы и жанры музыкального искусства – песня, опера, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова. Также в процессе музыкального обучения детей предусматривается связь музыки и изобразительного искусства.

Многие разделы данной программы дают возможность учителю включить и театр в органическую ткань урока, показать взаимовлияние и взаимообогащение музыки и театра, установить некоторые общие закономерности их развития и восприятия. Уже во втором классе перед детьми «…раскрываются ворота, ведущие в оперу, балет, в музыку, написанную… для театральных спектаклей…». Таким образом, программа Д.Б. Кабалевского ориентирует учителей на использование в процессе обучения интеграции музыки и театра.

Э.Б. Абдуллин в содержании курса методики выделяет реализацию личностно-значимого, художественно-эстетически направленного содержания массового музыкального образования. В программу включены темы, раскрывающие функции музыкального искусства, его место и роль музыкального образования в системе художественного, эстетического воспитания учащихся, содержание и специфику художественно-педагогической деятельности учителя музыки. Углубление интеграции учебного предмета «Музыка» с другими дисциплинами Э.Б. Абдуллин как один из соавторов программы Д.Б. Кабалевского определил направленностью на:

- установление общности учебных предметов с позиции цели, основных принципов обучения;

- включение опыта эмоционально-нравственного отношения ученика к действительности, заключённого в произведениях искусства, в содержании любого предмета художественного цикла в качестве его ведущего элемента;

- разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному освоению школьниками его содержания.

В современном педагогическом процессе межпредметные связи всё очевиднее тяготеют к интеграции. Хотя при этом сложно однозначно определить существующую взаимосвязь различных видов искусств. Поэтому ряд исследователей предлагает одновременно пользоваться следующими терминами: взаимодействие, интеграция, синтез, синкретизм, в каждый из которых вкладывается свой смысл. Так, согласно Б.П. Юсову, «взаимодействие может строиться на разном уровне и в разных формах, например, как и взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия. Это может быть также соединение общедоступных занятий искусством с углублённым изучением одного из них. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополняемости… Интеграция близка к понятию синтеза – синестезии… синкретизму».

В основе программы Л.Н. Алексеевой «Музыка в школе» лежит концепция межпредметной связи соприкосновения музыки со всеми школьными дисциплинами первоклассников. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет. «Экологии» важной для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыки в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Фopмиpoвaниe учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти oбучaющихcя пpи изучeнии тeмы «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции»
В тeмe «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции» в шкoльнoм куpce инфopмaтики изучaютcя cлeдующиe вoпpocы: · хapaктepиcтики aппapaтных cpeдcтв; · cpeдa тeкcтoвoгo peдaктopa; · peжимы paбoты; · кoмaнды paбoты c тeкcтoвым peдaктopoм; · дaнныe, oбpaбaтывaeмыe тeкcтoвым peдaктopoм. Дaннaя тeмa являeтcя, кaк пpa ...

Диагностика исходного уровня знаний по предмету
Констатирующий эксперимент был проведен нами с целью исследования влияния современных информационных технологий на уровень знаний и мотивацию обучаемых. В соответствие с этим были поставлены следующие задачи: 1.Разработать содержание констатирующего эксперимента. 2.Выявить основные факторы, влияющи ...

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Навигация