Так в содержание программы включены синтетические формы и жанры музыкального искусства – песня, опера, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова. Также в процессе музыкального обучения детей предусматривается связь музыки и изобразительного искусства.
Многие разделы данной программы дают возможность учителю включить и театр в органическую ткань урока, показать взаимовлияние и взаимообогащение музыки и театра, установить некоторые общие закономерности их развития и восприятия. Уже во втором классе перед детьми «…раскрываются ворота, ведущие в оперу, балет, в музыку, написанную… для театральных спектаклей…». Таким образом, программа Д.Б. Кабалевского ориентирует учителей на использование в процессе обучения интеграции музыки и театра.
Э.Б. Абдуллин в содержании курса методики выделяет реализацию личностно-значимого, художественно-эстетически направленного содержания массового музыкального образования. В программу включены темы, раскрывающие функции музыкального искусства, его место и роль музыкального образования в системе художественного, эстетического воспитания учащихся, содержание и специфику художественно-педагогической деятельности учителя музыки. Углубление интеграции учебного предмета «Музыка» с другими дисциплинами Э.Б. Абдуллин как один из соавторов программы Д.Б. Кабалевского определил направленностью на:
- установление общности учебных предметов с позиции цели, основных принципов обучения;
- включение опыта эмоционально-нравственного отношения ученика к действительности, заключённого в произведениях искусства, в содержании любого предмета художественного цикла в качестве его ведущего элемента;
- разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному освоению школьниками его содержания.
В современном педагогическом процессе межпредметные связи всё очевиднее тяготеют к интеграции. Хотя при этом сложно однозначно определить существующую взаимосвязь различных видов искусств. Поэтому ряд исследователей предлагает одновременно пользоваться следующими терминами: взаимодействие, интеграция, синтез, синкретизм, в каждый из которых вкладывается свой смысл. Так, согласно Б.П. Юсову, «взаимодействие может строиться на разном уровне и в разных формах, например, как и взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия. Это может быть также соединение общедоступных занятий искусством с углублённым изучением одного из них. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополняемости… Интеграция близка к понятию синтеза – синестезии… синкретизму».
В основе программы Л.Н. Алексеевой «Музыка в школе» лежит концепция межпредметной связи соприкосновения музыки со всеми школьными дисциплинами первоклассников. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет. «Экологии» важной для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыки в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»).
Материалы по педагогике: