Так в содержание программы включены синтетические формы и жанры музыкального искусства – песня, опера, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова. Также в процессе музыкального обучения детей предусматривается связь музыки и изобразительного искусства.
Многие разделы данной программы дают возможность учителю включить и театр в органическую ткань урока, показать взаимовлияние и взаимообогащение музыки и театра, установить некоторые общие закономерности их развития и восприятия. Уже во втором классе перед детьми «…раскрываются ворота, ведущие в оперу, балет, в музыку, написанную… для театральных спектаклей…». Таким образом, программа Д.Б. Кабалевского ориентирует учителей на использование в процессе обучения интеграции музыки и театра.
Э.Б. Абдуллин в содержании курса методики выделяет реализацию личностно-значимого, художественно-эстетически направленного содержания массового музыкального образования. В программу включены темы, раскрывающие функции музыкального искусства, его место и роль музыкального образования в системе художественного, эстетического воспитания учащихся, содержание и специфику художественно-педагогической деятельности учителя музыки. Углубление интеграции учебного предмета «Музыка» с другими дисциплинами Э.Б. Абдуллин как один из соавторов программы Д.Б. Кабалевского определил направленностью на:
- установление общности учебных предметов с позиции цели, основных принципов обучения;
- включение опыта эмоционально-нравственного отношения ученика к действительности, заключённого в произведениях искусства, в содержании любого предмета художественного цикла в качестве его ведущего элемента;
- разработку и применение методов, ведущих к организации целостного урока искусства и успешному освоению школьниками его содержания.
В современном педагогическом процессе межпредметные связи всё очевиднее тяготеют к интеграции. Хотя при этом сложно однозначно определить существующую взаимосвязь различных видов искусств. Поэтому ряд исследователей предлагает одновременно пользоваться следующими терминами: взаимодействие, интеграция, синтез, синкретизм, в каждый из которых вкладывается свой смысл. Так, согласно Б.П. Юсову, «взаимодействие может строиться на разном уровне и в разных формах, например, как и взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия. Это может быть также соединение общедоступных занятий искусством с углублённым изучением одного из них. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополняемости… Интеграция близка к понятию синтеза – синестезии… синкретизму».
В основе программы Л.Н. Алексеевой «Музыка в школе» лежит концепция межпредметной связи соприкосновения музыки со всеми школьными дисциплинами первоклассников. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет. «Экологии» важной для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыки в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»).
Материалы по педагогике:
Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...
Рекомендации для педагогов по
формированию психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях: - поставить цель; - принять решение; - наметить план действий; - исполнить намеченный план; - проявить усилие в случае возникновения препятствий; - оценить результат своего действ ...
Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и
методистов
Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия ста ...