Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Страница 5

Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной по предмету «Музыка» для I—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита.

Отличительная особенность данной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Б.М. Неменский считал, что взаимодействие искусств в эстетическом воспитании младших школьников является целостным курсом общеэстетического развития. По его мнению, достаточными и необходимыми «условиями целостного курса общеэстетического развития школьников являются:

- эстетическое отношение различных видов искусств к жизни как общая основа всех видов художественного творчества, единый корень, из которого произрастает многоствольное древо искусств;

- единое понимание различными видами искусства его эстетической сущности;

- наличие в языке искусств, наряду с зонами специфическими, общих зон, таких, как изобразительность, ассоциативность образа, ритм, метафора, что обусловлено идеями комплексности искусства, восходящей к традициям древности;

- идентичность понимания в преподавании различных дисциплин эстетического блока задач начальной общеобразовательной школы в области искусства как введения в художественную культуру».

Данные предпосылки определяют концепцию программы общего художественного развития младших школьников А.А. Мелик-Пашаева и З.И. Новлянской. Авторы этой программы считают, что должны существовать подходы, «когда разные виды искусств, которые представлены (или, возможно, будут представлены) в человеческой практике и в школьных программах, выступали бы как побеги одного общего корня, как разные формы единого художественно-творческого освоения мира человеком».

Интегративный курс для младших школьников представляет программа «Музыка» О.С. Нечаевой. Интеграция искусств в данной программе понимается на уровнях:

- многогранного рассмотрения художественного явления посредством нахождения общности образно-смысловой, интонационной, языковой областей различных видов искусства;

- единства различных видов художественно-творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Учебные проекты по географии
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно. Создан цикл учебных проектов по теме "Как люди от ...

Современные представления о дисграфии
По определению Р.И.Лалаевой дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Полная неспособность овладения письмом или утрата навыка письма в результате череп ...

Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа дол ...

Навигация