Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Страница 5

Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной по предмету «Музыка» для I—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита.

Отличительная особенность данной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Б.М. Неменский считал, что взаимодействие искусств в эстетическом воспитании младших школьников является целостным курсом общеэстетического развития. По его мнению, достаточными и необходимыми «условиями целостного курса общеэстетического развития школьников являются:

- эстетическое отношение различных видов искусств к жизни как общая основа всех видов художественного творчества, единый корень, из которого произрастает многоствольное древо искусств;

- единое понимание различными видами искусства его эстетической сущности;

- наличие в языке искусств, наряду с зонами специфическими, общих зон, таких, как изобразительность, ассоциативность образа, ритм, метафора, что обусловлено идеями комплексности искусства, восходящей к традициям древности;

- идентичность понимания в преподавании различных дисциплин эстетического блока задач начальной общеобразовательной школы в области искусства как введения в художественную культуру».

Данные предпосылки определяют концепцию программы общего художественного развития младших школьников А.А. Мелик-Пашаева и З.И. Новлянской. Авторы этой программы считают, что должны существовать подходы, «когда разные виды искусств, которые представлены (или, возможно, будут представлены) в человеческой практике и в школьных программах, выступали бы как побеги одного общего корня, как разные формы единого художественно-творческого освоения мира человеком».

Интегративный курс для младших школьников представляет программа «Музыка» О.С. Нечаевой. Интеграция искусств в данной программе понимается на уровнях:

- многогранного рассмотрения художественного явления посредством нахождения общности образно-смысловой, интонационной, языковой областей различных видов искусства;

- единства различных видов художественно-творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Методика обучения геоэкологии и формирования геоэкологических знаний
В современной дидактике, широкое признание и развитие получила идея активного деятельностного включения обучающихся в учебный процесс. Вместе с тем решаются задачи оптимизации дидактических условий в целях формирования комплекса личностных качеств и единой совокупности свойств личности, причем цело ...

Должностные обязанности
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры ...

Как возникло и развивалось оригами
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III–IV веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать ка ...

Навигация