- интеграция на уровне единства принципов и методов преподавания гуманитарных и художественных дисциплин;
- интеграция как психологический механизм «перетекания» одного компонента в другой, переживание (эмоция) – понимание (знание) – приятие (отношение) – наслаждение (эстетическое чувство);
- интеграция в области образно-смысловой, интонационной, языковой и, как следствие, более глубокое проникновение в природу искусства, познание его законов, сути, глубинной общности всех искусств;
- когда одно и то же художественное явление (независимо от вида искусства) рассматривается многогранно, с различных сторон и объединяет различные виды художественно-творческой деятельности;
- проблемная ситуация урока музыки завязывается на материале «немузыкальном», но образно-интонационно созвучном его идее, теме, эмоциональному наполнению.
Именно такой подход к интеграции позволяет решить проблему развития творческих способностей через вовлечение ребёнка не только в воспринимающую, но и репродуктивно-творческую деятельность. Художественные способности человека представляют собой сплав многих особенностей личности, они взаимосвязаны, поддаются развитию и органически взаимодействуют с системой приобретаемых знаний, умений и навыков.
Интеграция литературы, изобразительных искусств и музыки в мировоззренческо-методологическом аспекте определяется пониманием того, что разные виды искусств рефлектируют по поводу одного и того же предмета, коим является человек. Стремление снять отчуждённость друг от друга предметов эстетического цикла наблюдается во многих работах В.В. Видгофа, М.С. Кагана, И.В. Кошминой, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Йеменского и других. Эти авторы рассматривают интеграцию искусств с двух позиций. Одна из них является пониманием интеграционного подхода как средства обучения. Механизмом в данном случае является нахождение «общей платформы» сближения предметных знаний. Другая позиция – понимание интеграционного подхода как цели обучения. В этой связи М.С. Каган, в частности полагает, что «в школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, в целостной сфере художественного освоения человеком мира».
С позиции понимания интеграционного подхода как средства обучения интеграция близка межпредметным связям. Обусловленные общей логикой построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла на основе единых этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения человека к миру, межпредметные связи явились важным составляющим программы по музыкальному воспитанию Д.Б. Кабалевского. В содержании программы предмета «Музыка» Д. Б. Кабалевского впервые были определены подходы к проблеме интеграции искусств при главенствующем положении музыки в процессе обучения. Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах 5 класса, таких как «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». При этом подготовительным этапом к осмыслению этих тем стали «встречи» детей с взаимодействием искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства уже в начальной школе.
Материалы по педагогике:
Модель процесса формирования культуры делового
общения
Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношения частичного подобия позволяют ...
Игровые формы
занятий
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду тре ...
Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о
сезонных изменениях в природе
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На контрольном этапе использовалась та ...