Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

Страница 3

- интеграция на уровне единства принципов и методов преподавания гуманитарных и художественных дисциплин;

- интеграция как психологический механизм «перетекания» одного компонента в другой, переживание (эмоция) – понимание (знание) – приятие (отношение) – наслаждение (эстетическое чувство);

- интеграция в области образно-смысловой, интонационной, языковой и, как следствие, более глубокое проникновение в природу искусства, познание его законов, сути, глубинной общности всех искусств;

- когда одно и то же художественное явление (независимо от вида искусства) рассматривается многогранно, с различных сторон и объединяет различные виды художественно-творческой деятельности;

- проблемная ситуация урока музыки завязывается на материале «немузыкальном», но образно-интонационно созвучном его идее, теме, эмоциональному наполнению.

Именно такой подход к интеграции позволяет решить проблему развития творческих способностей через вовлечение ребёнка не только в воспринимающую, но и репродуктивно-творческую деятельность. Художественные способности человека представляют собой сплав многих особенностей личности, они взаимосвязаны, поддаются развитию и органически взаимодействуют с системой приобретаемых знаний, умений и навыков.

Интеграция литературы, изобразительных искусств и музыки в мировоззренческо-методологическом аспекте определяется пониманием того, что разные виды искусств рефлектируют по поводу одного и того же предмета, коим является человек. Стремление снять отчуждённость друг от друга предметов эстетического цикла наблюдается во многих работах В.В. Видгофа, М.С. Кагана, И.В. Кошминой, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Йеменского и других. Эти авторы рассматривают интеграцию искусств с двух позиций. Одна из них является пониманием интеграционного подхода как средства обучения. Механизмом в данном случае является нахождение «общей платформы» сближения предметных знаний. Другая позиция – понимание интеграционного подхода как цели обучения. В этой связи М.С. Каган, в частности полагает, что «в школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, в целостной сфере художественного освоения человеком мира».

С позиции понимания интеграционного подхода как средства обучения интеграция близка межпредметным связям. Обусловленные общей логикой построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла на основе единых этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения человека к миру, межпредметные связи явились важным составляющим программы по музыкальному воспитанию Д.Б. Кабалевского. В содержании программы предмета «Музыка» Д. Б. Кабалевского впервые были определены подходы к проблеме интеграции искусств при главенствующем положении музыки в процессе обучения. Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах 5 класса, таких как «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». При этом подготовительным этапом к осмыслению этих тем стали «встречи» детей с взаимодействием искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства уже в начальной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Навигация