По этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную. В случаях отсутствия органических нарушений говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии. Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические - в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
При функциональной дислалии нет органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений органов артикуляции. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. В этом случае оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука. Звуки не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, то есть правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого звуки смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения звуков. Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.
В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым относятся нарушения, при которых дефектно произносится только один звук, или однородные по артикуляции звуки, к сложным - нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (например, свистящие и соноры.
При механической дислалии дефекты произношения чаще всего обусловлены: аномалиями зубо-челюстной системы, отсутствием резцов или их аномалиями, дефектами прикуса, аномальным строением твердого неба («готическое» небо), патологическими изменениями языка-слишком большой или слишком маленький язык, укороченная подъязычная связка (уздечка). Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные деформации преодолеваются хирургически в раннем возрасте. Логопеду приходится сталкиваться в основном с последствиями деформации травматического происхождения. Во всех случаях механических дислалий, помимо логопедической помощи, необходима консультация или лечение хирурга и ортодонта.
На современном этапе развития логопедии классификации дефекта производятся на основе критериев из разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, то есть учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. В соответствии с этим выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, ариткуляторно-фонетическая.
К акустико-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решений о фонеме.
Материалы по педагогике:
Исследование ручного праксиса
Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. "Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. По ...
Кружковые занятия по математике и методика её проведения
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъя ...
Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, определяющий основное содержание эстетического воспитания молодого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный образ, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в широком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити ...