Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией

Материалы о педагогике » Детский фольклор как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией » Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией

Страница 6

При органической (механической) дислалии в неречевых психических функциях нарушены общая, мимическая моторика и слуховое восприятие; в речевой функциональной системе наблюдаются нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, фонематического слуха.

В общем, можно отметить следующие особенности в протекании высших психических функции у детей с дислалией: - внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также-слабо сформированным произвольное внимание, (ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и переключиться на другой);

-объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при этом ребенку необходимо больше времени и повторов для усвоения заданного материала;

-отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношении. Скорость протекания мыслительных операции может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т. д.

-поведение может быть нестабильным, лабильным, с частой сменой настроения;

-могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, так как на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

-возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

-в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Состояние звукопроизношения у детей с дислалией характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо «с», «ш»-«ф»; вместо «р», «л»-«л'», «j»; вместо звонких- глухие; свистящие и шипящие(фрикативные) заменяются звуками «т», «т'», «д», «д'». Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, то сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смещению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие «с-с'», «з-з'», «ц» , «ш», «ж», «ч», «щ»; звуки «т'-д'»; звуки «л», «р-р'»; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный «й», гласный «ы».

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо «ш» и «с»-мягкий звук «ш»; вместо «ч» и «т» нечто вроде смягченного «ч». Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическими.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Методика применения ПДГ на уроках по теме Paint в средней школе
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда смотрит и слушает – 65% получаемой информации. Эти данные напоминают о необходимости применения средств наглядности обучения для повышения эффективности учебных занятий. Совр ...

Закаливание водой
Еще древние греки считали, что «вода смывает все душевные страдания». Вследствие большой теплопроводности вода является более эффективным средством закаливания и оказывает гораздо большее термическое воздействие, чем воздушная ванна той же температуры. Кроме того, вода оказывает механическое (масси ...

Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...

Навигация