Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией

Материалы о педагогике » Детский фольклор как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией » Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией

Страница 6

При органической (механической) дислалии в неречевых психических функциях нарушены общая, мимическая моторика и слуховое восприятие; в речевой функциональной системе наблюдаются нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, фонематического слуха.

В общем, можно отметить следующие особенности в протекании высших психических функции у детей с дислалией: - внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также-слабо сформированным произвольное внимание, (ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и переключиться на другой);

-объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при этом ребенку необходимо больше времени и повторов для усвоения заданного материала;

-отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношении. Скорость протекания мыслительных операции может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т. д.

-поведение может быть нестабильным, лабильным, с частой сменой настроения;

-могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, так как на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

-возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

-в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Состояние звукопроизношения у детей с дислалией характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо «с», «ш»-«ф»; вместо «р», «л»-«л'», «j»; вместо звонких- глухие; свистящие и шипящие(фрикативные) заменяются звуками «т», «т'», «д», «д'». Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, то сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смещению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие «с-с'», «з-з'», «ц» , «ш», «ж», «ч», «щ»; звуки «т'-д'»; звуки «л», «р-р'»; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный «й», гласный «ы».

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо «ш» и «с»-мягкий звук «ш»; вместо «ч» и «т» нечто вроде смягченного «ч». Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическими.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Навигация