Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией

Материалы о педагогике » Детский фольклор как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией » Виды, симптоматика и особенности психоречевого развития детей с дислалией

Страница 4

Наряду с так называемыми «чистыми» формами встречаются комбинированные формы акустико-фонематических, артикуляторно-фонематических и артикуляторно-фонетических дислалии. M.E. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи. Такие комбинации нарушений представляют собой особую группу, несводимую к дислалиям как избирательному расстройству звукового оформления речи; они сочетаются с недоразвитием других сторон речи и наблюдаются на фоне органических поражений центральной нервной системы и психического развития.

Как уже было отмечено выше, нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо «рыба» ребенок говорит «ыба»), в середине («пароход - паоход») и в конце («шар - ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный «р», когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный «р», когда вибрирует маленький язычок, межзубный «с», боковой «ш», двугубный «л» и др.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

I) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных «к» и «г» взрывными переднеязычными «т» и «д» («тулак» вместо «кулак», «дудок» вместо «гудок» и т. п.);

2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного «с» переднеязычным взрывным «т» («танки» вместо «санки»);

3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например «с» губно-зубным «ф» («фумка» вместо «сумка» и т. п.);

4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо «булка», «субы» вместо «зубы»);

5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо «раз», «пула» вместо «пила»).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков,- что простая дислалия, если пять звуков и более - сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) – это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм) – это полиморфная дислалия.

В зависимости от того, какие звуки нарушены выделяются следующие виды дефектов звукопроизношения.

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук «с»)- недостатки произношения свистящих («с, с'» «з, з'», «ц» и шипящих («ш», «ж», «ч», «щ») звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы «ро», обозначающей звук «р») - недостатки произношения звуков «р» и «р'».

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы «ламбда», обозначающей звук «л») -недостатки произношения звуков «л» и «л'».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Психолого-педагогический эксперимент является основным методом исследования детей дошкольного возраста. Диагностическое исследование проводилось в течение сентября на базе МДОУ детский сад № 181 г. Хабаровска. В эксперименте приняли участие 20 детей подготовительных к школе групп. При проведении пс ...

Из истории алгоритмов
Для того чтобы понять, почему алгоритмизация играет столь важную роль в процессе обучения и является эффективным средством обучения математике, обратимся к родовому понятию «алгоритм». Каждый раз как употребляется слово «алгоритм», мы произносим имя выдающегося средневекового учёного Мухамед ибн Му ...

Понятие самообразования
Самообразование - целенаправленный процесс формирования человеком своей личности. Главным условием самообразования личности является наличие правильной самооценки, самопознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Ю.В. Сенько отмечает, что нет человека образованного, есть человек, ...

Навигация