А.В.Луначарский утверждал, что пролетариат не может создать собственную культуру абсолютно самостоятельно, независимо от любой традиции; он должен познать эту традицию и освоить её для себя. Нельзя уничтожить великие духовные сокровища, которые накопило человечество. «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это всё сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, который человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
Таким образом, можно определить главные цели культурного строительства в Советской России - воспитание поколения, «способного окончательно установить коммунизм», подготовка «всесторонне развитых членов коммунистического общества». Главная идеологическая функция социалистической культуры - формирование научного мировоззрения у всех трудящихся советского общества на основе марксизма-ленинизма.
Усилиями партии, В.И.Ленина была создана принципиально новая, советская культурно-просветительская система, закладывающая идейные и организационные основы деятельности учреждений культуры.
В поле зрения государственного планирования мероприятий культурной революции оказываются не только те виды искусства, которые по своему содержанию непосредственно связаны с идеологией, моралью, жизненными позициями и политической сферой человеческой деятельности, как, например, театр, кино, революционная поэзия, но и также, как вокальная и инструментальная музыка. В своей речи «Заветы Ильича и художественное образование», произнесенной на собрании слушателей музыкального техникума, Луначарский так интерпретировал ленинские идеи: «В музыке мы должны приучать человека чувствовать себя частью прекрасного и великого целого и этим самым способствовать тому, чтобы целое стало велик5им и прекрасным. И путем музыкального образования этого можно достигнуть.
Таким образом, Октябрьская революция повлекла за собой радикальные перемены и в организации и в постановке музыкального образования. Руководство и материальную заботу о музыкальных учебных заведениях взяло на себя государство (декрет СНК о передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата просвещения от 5 июля 1918г.), открыв путь широкому распространению общего музыкального образования, предоставив учащихся профессиональных учебных заведений бесплатное обучение и стипендии. Благодаря этому открылся доступ к образованию трудящейся молодежи, в т.ч. и представителям отсталых в культурном отношении национальностей. Среди правительственных мероприятий, способствовавших привлечению в высшие музыкальные школы рабочих и крестьян, была организация так называемого Единого Художественного рабфака, передача его музыкального отдела (учрежден в 1923г.) в ведение Московской консерватории (1927г.) и открытие затем рабфаков в Московской (1929г.) и Ленинградской (1931г.) консерваториях. В первые же послереволюционные годы определились общие принципы, легшие в основу перестройки музыкального образования. Наиболее существенные из них:
- провозглашение обязательности всеобщего музыкального обучения (постановление Музыкального отдела Наркомпроса о преподавании пения и музыки в единой трудовой школе, 19 октября 1918г.16) и признание огромного значения общего музыкального образования, как для поднятия культуры народа, так и для выявления музыкально способных людей, пригодных к профессиональным занятиям музыкой;
Материалы по педагогике:
Цели и принципы поведенческой коррекции
Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредств ...
Особенности физического развития у детей 7-8 лет с задержкой
психического развития
Физическое развитие и двигательные способности детей с задержкой психического развития находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложн ...
Сущность и проблемы семейного воспитания учащихся
старшего школьного возраста
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...