Слом старой и становление новой системы музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Слом старой и становление новой системы музыкального образования

Страница 5

- понимание необходимости подготовить музыкантов, которые обладали бы точно очерченной специализацией (исполнительской, композиторской, педагогической, просветительской, музыковедческой) и в то же время владели широким кругом знаний по своей специальности, по смежным предметам и общественным дисциплинам;

- осознание огромной роли производственной практики в самом учебном заведении и за его пределами (это привело к организации оперных студий при консерваториях; первая из них открылась в 1923г. при Петербургской консерватории);

- установление требования, чтобы музыкант любой профессии мог сочетать свою профессиональную деятельность с просветительской.

Для становления системы советского музыкального образования особо важную роль сыграли организационные и методические поиски в период 1917-1927г.г. Решающее значение для дальнейшего развития профессионального музыкального образования имели подписанный Лениным Декрет СНК от июля 1918г. о переходе Петроградской и Московской консерватории «в ведение Народного комиссариата по просвещению на равных со всеми высшими учебными заведениями правах с уничтожением зависимости от Русского Музыкального Общества»17, а также последующие постановление того же года, которое объявляло губернские и городские учебные заведения Русского Музыкального Общества государственными.

В конце первого и в самом начале второго десятилетия ХХ в. в центре внимания музыкальной общественности вопросы общего музыкального образования и в связи с этим работа массово-просветительских школ, открывавшихся в Петрограде, Москве и других городах. Школы носили разные наименования: народные музыкальные школы, школы музыкального просвещения, народные консерватории, народные курсы общего музыкального образования и другие. В работе этих учебных заведений, заложивших методические основы советского общего музыкального образования принимали участие видные музыканты: в Петрограде - Б.В. Асафьев, М.Н. Баринова, С.Л. Гинзбург, Н.Л. Гродзенская, В.Г. Каратыгин, Л.В. Николаев, В.В. Сафроницкий и другие; в Москве - А.В. Александров, Н.Я. Брюсова, А.Ф. Гедике, А.Д. Кастальский, В.Н. Шацкая и другие.

На начальном этапе развития советского музыкального образования его организаторы столкнулись с рядом трудностей. Корни одних уходили в дореволюционную практику музыкального обучения, когда не была дифференцирована подготовка будущих профессионалов и любителей, музыкальное обучение не было разделено на ступени в зависимости от возраста учащихся. Другие трудности были вызваны возникновением, нередко стихийным, (особенно в 1918-20г.г.) множества музыкальных учебных заведений. Они не имели четкого профиля и не могли быть с достаточной определенностью отнесены к начальным, средним или высшим учебным заведениям. Параллелизм в работе этих учебных учреждений стал тормозить развитие музыкального образования. Первая и еще весьма несовершенная попытка создать стройную систему музыкального образования была предпринята в 1919г. в «Основных положениях о Государственном музыкальном университете» (под этим названием подразумевалась вся сеть школ специального и общего музыкального образования- от начальных до высших). Составители «Основных положений…» подразделяют специальные музыкальные учебные заведения на 3 ступени в соответствии с уровнем музыкальных знаний и умений учащихся. Дальнейшая работа по типизации музыкальных учебных заведений и обновлению их программы, в которой принимали участие виднейшие советские музыканты, связана с деятельностью Б.Л.Яворского, с 1921г. возглавившего музыкальный отдел Главного управления профессионального образования. На последующую перестройку музыкального образования серьезное воздействие оказал его доклад «О принципах построения учебных планов и программ в профессиональной школе» (прочитан 2 мая 1921г.), в котором, в частности, впервые в музыкальной педагогике ХХ века был с такой настойчивостью выдвинут тезис: «элемент творчества должен войти в программы всех курсов», проходящих в учебных заведениях разных ступеней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Значение проектов. Модели педагогического проектирования
У педагогического моделирования есть «термен-партнер», часто сопровождающий его в научных тестах, -это проектирование. Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект- это предварительный (предположительный) тест какого-либо документа. Во-втор ...

Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...

Анализ программ по физической культуре
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ – с учетом будущей профессиональной деятельности. П ...

Навигация