Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста

Страница 4

Родителям следует посоветовать нарисовать отрывок из сказки или раскрасить картинки. Если картинок нет, можно раскрасить сделанные заранее заготовки (зверей, избушку, теремок и т.п.), вылепить персонажи из пластилина. Делать это нужно на первых порах взрослым вместе с ребенком.

Читая сказку дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и прочитать сказку по ролям. Хорошо бы время от времени повторять прочитанную сказку или отдельные ее куски перед сном, чтобы она стала для него не просто знакомой, но и любимой, чтобы у него появилось желание кому-то рассказать ее.

Завершающим этапом работы над сказкой, как считает М.Н. Мельников, может быть чтение ее в лицах, по ролям. Каким бы ни был ребенок маленьким, ему должна быть отведена определенная роль в этом действе.

Можно инсценировать сказку с музыкальным сопровождением. Пусть сказочные персонажи поют народные песенки, можно ввести в текст народные пословицы и поговорки. Эту работу следует выполнить в детском саду. Инсценировку можно показать родителям, подключив их к работе и при заучивании текста и при подготовке костюмов.

Сказку можно преобразовать в колыбельную песню, исполняемую на любую простую мелодию. Для этого ее надо перевести в простейшую стихотворную форму, пусть далее несовершенную.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие ученые как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

“Проживая сказку”, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, “отыгрывая” спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Это ясно выступает в отношении ребенка к художественному вымыслу. Ребенок начинает различать изображение и изображаемое. Таковы реальные предметы и явления, а таково их изображение в сказке. Они связаны друг с другом, но они не одно и то же. Это важный шаг в понимании художественного образа.

Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. В зависимости от изображаемого сюжета и рода художественного произведения отображение действительности в искусстве может приобретать разнообразные формы. Сказка, например, отражает действительность очень своеобразно. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для воображения.

Изучение сказки показывает, что в ней в своеобразной форме получает отражение действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы.

С другой стороны, опыт воспитательной работы показывает, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве и в его отношении к художественному произведению.

Слушая сказку, ребенок-дошкольник подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции. Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок.

Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывает та сторона эстетического восприятия, которая имеет важное значение для развития познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Психологические особенности детей с нарушением слуха
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобраз ...

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Организация и методы исследования нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией
Обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, чем ниже общий уровень его речевого развития, тем больше ...

Навигация