Одним из методов работы со сказкой с целью формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста является инсценировка сказок.
Хорошо, если при подготовке инсценировки сказок дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, сошьют себе костюмы, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известной «Репки».
По предложению педагога дети могут вставить в сказку известные им загадки, пословицы, скороговорки, зазывалки. Органически вплетаясь в сказку, они приобретают для ребенка житейский смысл, формируя у него умения пользоваться этими малыми формами фольклора в общении.
В этой крошечной сказке все имеет смысл. Об этом можно порассуждать с детьми. Например, почему дед посадил репку? Не морковь, не свеклу, не редьку. Последнюю куда труднее было бы вытащить. Репка вся наружу, за землю держится только хвостиком. Здесь важно первичное действие - посев единственного малюсенького, едва видимого глазу семени, имеющего форму круглую, шарообразную, репка сама почти точно воспроизводит шар, увеличиваясь в размерах в тысячи раз. Да и мышь из той же категории взаимоотношений: бесконечно малое имеет в мире свой смысл, свое значение, бесконечно большое складывается из бесконечно малого, без последнего нет первого. Итак, в «Репке» обнаруживает себя целая философская концепция, мудрая и высокопоэтическая, а также огромные ресурсы слова, словесных средств и методов. Эта сказка - свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала русского языка, того, что русский язык по праву стал языком межнационального общения. Поэтому, как бы ни менялась ситуация в стране и в мире, нельзя ни в коем случае допустить ухудшения изучения русского языка и русской культуры.
Необходимо помнить о том, что главное в этой работе не количество прочитанных сказок, а наличие системы работы по формированию дружеских взаимоотношений детей.
В воспитании ребенка сказки выполняют регулятивную функцию, которая основана на их содержании. Они несут в себе проверенные временем способы деятельности, результаты мысли и труда многих поколений, кодекс отношений и правил, в соответствии с которыми строят свои взаимоотношения члены общества и семьи.
Специфика воспитывающего воздействия народных сказок на подрастающее поколение заключается в том, что передача моральных норм, трудовых умений и навыков осуществляется естественно, ненавязчиво через общепринятые нормы, обряды, обычаи.
Народные сказки, как средства воспитания подрастающего поколения, обладают великой силой воздействия на личность воспитуемого. Здесь сама жизнь - школа воспитания, а народные сказки - средства достижения целей воспитания. Дети, включенные в такую систему, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребенок усваивает практику честных поступков раньше, чем начинает понимать содержание понятия "честность".
В обеспечении глубокого и разностороннего воспитательного воздействия народных сказок на детей современная педагогика исходит из главных принципов своей многовековой воспитательной практики, показавшей, что, во-первых, жизнь в ее разнообразных проявлениях - лучший источник воспитания, в том числе и семейного; во-вторых, совместный труд и полноценное духовное общение детей с родителями и другими взрослыми - ведущий фактор формирования семьянина, патриота, труженика; в-третьих, поощрение самостоятельности и творчества детей - основа нравственного и трудового воспитания.
Такой подход рассматривает педагогический процесс как естественно-исторический процесс, а сам материал имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при его использовании.
Во-первых, эффективность педагогических взглядов народа - это результат отбора и фильтрации мысли из бесчисленного количества педагогических поступков. Преимущество народных сказок именно и состоит в том, что они отражают обобщения колоссального числа отдельных поведенческих актов.
Материалы по педагогике:
Внеклассная деятельность младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала ...
Этапы формирования двигательных навыков у
детей дошкольного возраста
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку . Формирование двигательного навыка проходит т ...
Проблемное обучение
В проблемном обучении число задаваемых преподавателем ориентиров (указаний) меньше, чем в программированном, но эти ориентиры более обобщены, более важны и более широки по своему научному содержанию. Для успешного осуществления проблемного обучения необходим большой запас знаний и в то же время кол ...