Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста

Страница 3

Во-вторых, в педагогике имеет место целая иерархия обобщений при передаче опыта. Педагогический опыт обобщался на уровне улицы и даже всей деревни, затем целой местности, и, наконец целого народа и страны.

Возвращение к прошлому своего народа - закономерность, продиктованная требованиями времени, т.к. позволяет приобщить детей к вечным истинам и ценностям. При этом необходимо очень бережное обращение с народной культурой и традициями, опора на главное, сущностное любого обряда или обычая, - т.е. на понимание народом окружающих его явлений и вещей, его понимание мира. Осмысление внутренней стороны обычая, учет его смыслового значения и контекста в котором он выполняется. Например, нельзя заниматься народной вышивкой, беря за основу технику ее выполнения. Необходимо, прежде всего, изучить семантику узоров, как отражение мировоззрения народа.

Таким образом, невозможно воспитывать на народных сказках бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность тех или иных сказок, их воспитательные возможности, обязательно соотнося с требованиями времени.

Национальная идея - это не просто символ коллективного самосознания, но и реальный духовный объединитель, выразитель совокупного образа народного духа, его интеллектуального и нравственно-эстетического потенциала, благодаря которому и возможно воспитание любви и преданности к Родине. Познание, взращивание и укоренение идеальных ценностей своего народа открывает подрастающим поколениям путь постижения особенностей духа и национальных идей других народов. Такое межнациональное и интернациональное взаимное познание ведет к жизненному духовному сближению, к взаимообогащению культур, и главное, человеческому всеединству на основе всеобщей любви. Нельзя познать дух и полюбить человечество, не познав и не полюбив духа своего народа и отечества.

Большой воспитательный потенциал имеет язык сказки и умение воспитателя или родителей рассказать или прочесть ее. Красота языка, напевность речи, убедительная интонация, отражающая характеры героев сказки, образность выражений — все важно, все играет свою роль в восприятии сказки и отношения к ее героям у малыша.

К работе со сказкой, проводимой в детском саду, необходимо максимально подключать родителей. Они могут готовить костюмы для инсценировок, разучивать с детьми тексты, выбирать сюжеты для иллюстраций, готовить детей к конкурсам.

Наряду с этим воспитатель должен оказывать методическую помощь родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей. «Сказка в жизни ребенка» — одна из возможных тем родительского собрания в группе или в детском саду.

Прочитав сказку, следует обратить внимание ребенка на отдельные слова и выражения, уточнить смысл новых слов, чтобы малыш мог их использовать в своей речи. После прочтения сказки следует задать детям несколько вопросов, чтобы убедиться, что они поняли сказку.

Потом можно попробовать пересказать сказку, если сюжет несложен («Иван царевич и серый волк», «Сказка о Царе Салтане»), не добиваясь полного пересказа, если ребенку это не под силу. Наоборот, если ему все понятно, можно ограничиться отдельными вопросами.

Дети должны учиться внимательно слушать сказку. Нужно помнить о том, что далеко не каждый ребенок способен прослушать весь ее текст. Данное умение формируется постепенно. На это и следует обратить внимание родителей.

Далее, как считает, В.А. Левин, можно переходить к самостоятельному перессказу сказки ребенком. Но прежде надо уточнить последовательность действия, научить малыша включаться в рассказ взрослого, вставляя отдельные слова или предложения. Это может показаться взрослому слишком простым методом, однако следует помнить о том, что родители не владеют методическими знаниями и нередко лишь сами демонстрируют отсутствие самых элементарных умений работы со сказкой.

Следующий шаг - перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Иван-царевич?» — «Волка» и т.п.

Чтобы впечатление от прочитанной сказки было у ребенка полным, нужно как следует рассмотреть с ним картинки, имеющиеся в тексте, обратив внимание на сочетание красок, соответствие природных явлений (тучи, ветер и т.д.) происходящему действию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Предпосылки письма у дошкольников с ОНР
Под термином общее недоразвитие речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов лексики, грамматического строя реч ...

Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и социальной работы
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа". Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказани ...

Эксперимент по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке русского языка в 4 классе
Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка с применением интерактивных методов обучения для 4 кла ...

Навигация