Продолжительность и результативность лечения и обучения.
Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений
Имеют ли место частые конфликты в семье - чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).
Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).
Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.
Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).
Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.
Уровень развития игровой деятельности ребенка.
Склонность ребенка к определенным играм.
Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.
Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.
Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.
Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).
Анализ заключения специалистов.
Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога).
Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.
Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка
Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности.
Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.
Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются).
Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.
Отмечаются также:
повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.
особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).
Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению
эмоционального состояния.
Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).
Состояние психических функций:
особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);
характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);
особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;
особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.).
Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики
I. Статическая координация
Определяется возможность удержания заданной позы:
а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.
б) стоять на “цыпочках”.
Отмечается: удержание позы, схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.
Материалы по педагогике:
Организация и методы экспериментального исследования
Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау. Задачи констатирующего этапа 1. Выявить показатели эмоционального развития дошкольников и особенности их прояв ...
Речь ребенка с точки зрения нейропсихологии: норма и патология
Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. "Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание р ...
Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может ...