Обучение как деятельность обучающегося и педагога

Страница 2

- возрастание познавательной самостоятельности учащихся;

- увеличение стремления к творческому подходу в познавательной деятельности;

- углубление мотивации учения, формирование познавательных интересов.

Познавательная деятельность обучающихся подчиняется психологическим и физиологическим законам усвоения. И в связи с этим выделяются звенья процесса усвоения. К ним относятся с учетом педагогического подхода следующие :

- осознание цели;

- мотивация деятельности;

- восприятие;

- понимание;

- осмысливание;

- закрепление;

- формирование умений и навыков;

- применение умений и навыков;

- обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;

- самоконтроль усвоения.

В соответствии с этими звеньями процесса усвоения педагог организует звенья учебного процесса. И в зависимости от этого он должен выполнить определенные виды обучающий деятельности, которые и составляют ее структуру.

В педагогике введено еще понятие о целенаправленной учебной деятельности (ЦУД). Она представляет особую деятельность, сознательно направляемую на осуществление целей обучения и воспитания, которые принимаются учащимся в качестве своих личных целей. Такая деятельность приводит к результату в виде изменений в самом учащемся, то есть она связана с самоизменением, когда объективная ее направленность на формирование личности обучаемого имеет такую же и субъективную направленность.

Целенаправленная учебная деятельность имеет особенности. К числу основных можно отнести такие:

а) ЦУД сориентирована на результат в виде развития учащихся, их изменения, их самосовершенствования;

б) главное содержание обучения - общие способы действий учащихся, осмысленно направленные на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

в) сознательное формирование усваиваемых умственных действий должно осуществляться в тесной взаимосвязи процессуального и содержательного аспектов обучения;

г) в содержательном аспекте данный способ построения обучения требует реализации принципа содержательного обобщения, когда выделяется всеобщая форма какого-либо многообразия явлений, а при последующем усвоении осуществляется восхождение от абстрактного к конкретному;

д) ЦУД как составная часть предлагаемого способа обучения должна иметь научно-теоретический характер, иначе она будет создавать противоречие, когда рассудочно-эмпирическое мышление учащихся препятствует формированию у них научно-теоретического мышления и в конечном итоге решению образовательных и развивающих задач.

Целенаправленная учебная деятельность с учетом общей направленности и особенностей имеет следующие основные структурные составляющие:

- учебно-познавательные мотивы, непосредственно связанные с приобретением обобщенных способов действий и овладением учебным материалом;

- учебные задачи (они охватывают частные задачи и учебные задания), которые рассматриваются как основная единица учебной деятельности и в которых цель и результат направлены на изменения в учащемся как действующем субъекте;

- учебные действия, являющиеся способом решения учебных задач.

Рассмотрим далее обучающую деятельность педагога

. Она представляет собой такую «деятельность, которая направлена на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемых, включая одновременно цели развития и воспитания личности».

Виды таковой деятельности раскрываются в работах В.П. Лукьяненко (2005), И.В. Манжелей (2006), Г.К. Селевко (1998), В.А. Сластенина (1997), Г.И. Хозяинова (2006). Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать в себя следующее: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений, навыков; систематизацию и обобщение знаний, умений, навыков; стимулирование и мотивацию личности учащегося в учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования; корректирование учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны между собой. Однако важно определить, какой из них является основой, обеспечивающей взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся и всех компонентов обучения в единстве. Охарактеризуем каждый из видов обучающей деятельности педагога под этим углом зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может ...

Интеграция как фактор комплексного обучения
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определенные признаки кризиса педагогики, н ...

Развитие самообразования в России
Развитие самообразования в славянских государствах связанно с историей книжного пользования и чтения и относится преимущественно к XV-XVI вв. В этот период образование становится фундаментом культуры, а культура — фактом самообразования. Основоположником восточноевропейского книгоиздания стал Франц ...

Навигация