Обучение как деятельность обучающегося и педагога

Страница 6

завершен, оно не является основой, обеспечивающей взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся, так как применяется на этапе, следующем за какой-то частью выполненной учащимися познавательной деятельности.

Такой основой, по нашему мнению, является организация учебно-познавательной деятельности, обеспечивающая взаимосвязь деятельности педагога и учащегося в процессе обучения. Именно она, будучи непосредственно связанной с учебно-познавательной деятельностью обучаемого, проникая во все этапы обучения и взаимодействия компонентов, распространяется на все ступени обучения - от дошкольного воспитания до высшего образования. Обусловлено это тем, что усвоение знаний, умений, навыков осуществляется только в процессе собственной учебной деятельности обучающихся. Взаимосвязь деятельности педагога и учащихся обеспечивается организацией деятельности по принятию ими цели, планированию ее достижения, осуществлению процесса усвоения знаний, умений, навыков и самоконтролю за ходом собственного учения. Организация учебно-познавательной деятельности, неразрывно связанная с личностью учащегося, способствует одновременно его развитию и воспитанию. В этом заключается ее сущность и особая роль, так как без нее невозможно обучение, т.е. специально организованное познание. Только данный вид обучающей деятельности педагога охватывает все стороны объекта его деятельности (учащегося как личность, его учебно-познавательную деятельность, содержание образования), взаимосвязан со всеми видами обучающей деятельности и присутствует на всех этапах обучения. Это позволяет определить организацию учебно-познавательной деятельности как ведущий вид обучающей деятельности педагога.

Анализ обучающей деятельности и ее результатов - вид деятельности педагога, носящий рефлексивный характер, т.е. направленный на познание себя, своих состояний, своей деятельности. Он необходим для выявления отрицательных и положительных сторон деятельности, для поиска путей и средств устранения недостатков, для совершенствования своей деятельности

и учебно-воспитательного процесса в целом. Наиболее эффективен

этот вид деятельности в том случае, когда всю деятельность педагог анализирует с определенных теоретических позиций. Для этого он должен быть достаточно подготовлен в области психолого-педагогических

знаний. Без этого вида деятельности педагога невозможно осуществить

грамотный анализ собственного педагогического опыта и опыта других преподавателей.

Начало этому может положить опыт систематического анализа обучающей деятельности и ее результатов после проведения каждого учебного занятия, каждого дня педагогической деятельности. Большую помощь может оказать выявление критериев, которые можно использовать для оценки своей деятельности. Анализ обучающей деятельности педагога и ее результатов является видом, завершающим цикл обучения.

Рассмотренные виды обучающей деятельности педагога взаимосвязаны между собой и часть в педагогической деятельности применяются в сочетании. Эти сочетания бывают самыми различными. Наиболее эффективна обучающая деятельность педагога в том случае, когда осуществляется определенная ориентация всех видов деятельности доминирующим видом. Это помогает осуществить ориентацию всех видов деятельности педагога и компонентов, включаемых в учебный процесс, в определенном направлении - на достижение необходимого результата.

Таким образом, для успешности процесса обучения педагогу необходимо осуществить перевод обучаемого с уровня «объект обучения» на уровень «субъект обучения».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем: 1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых ...

Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного возраста
В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них. Приор ...

Проблема педагогической технологии в исторической ретроспективе
Пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др. Тщательно изучение и анализ педагогических технологий п ...

Навигация