Обучение как деятельность обучающегося и педагога

Страница 4

Кроме того, на знаниях базируются умения и навыки, и они во всей своей совокупности должны быть систематизированы. Применение знаний на практике, грамотное и эффективное осуществление деятельности возможны, когда у человека сформирована система знаний, умений и навыков. Этот вид обучающей деятельности педагога по той же причине, что и предыдущий, не может обеспечивать взаимосвязь деятельностей педагога и учащихся.

Стимулирование и мотивация личности обучающегося в обучении - вид обучающей деятельности педагога, заключающийся в воздействии на личность с целью активизации ее деятельности в процессе обучения. Учение осуществляется более успешно, если у учащегося имеются мотивы как внутренние побудители активности в учебной деятельности. Формирование их - кропотливый и сложный труд. Педагог может использовать весь арсенал имеющихся у него возможностей педагогического стимулирования учащихся. Считается, что среди методов стимулирования и мотивации деятельности учащихся можно выделить две группы: методы

формирования интересов у учащихся и методы формирования долга и ответственности в учении.

Стимулирование деятельности учащихся в процессе обучения как вид рассматриваемой обучающей деятельности распространяется на все этапы и уровни усвоения содержания. Оно направленно на активизацию учащегося, создание благоприятных условий для взаимоотношений педагога и учащихся, выбор и использование средств развития, формирование главного в учении – познавательной активности. Стимулирование охватывает всю совокупность воздействий на личность, связанных с отношением к учению, состоянием ее в процессе обучения и возможностями выполнения различных уровней познавательной деятельности.

Этот вид деятельности имеет непосредственный выход не на учебно-познавательную деятельность, а на другой элемент объекта деятельности педагога - на учащегося как личность. Поэтому стимулирование не может быть принято за основу, обеспечивающую взаимосвязь деятельностей педагога и обучающихся.

Педагогическое диагностирование – вид обучающей деятельности педагога, заключающийся в

установлении состояний как отдельных элементов, так и всей системы обучения в целом, а также причин, их вызывающих. Представляется целесообразным выделить эту часть деятельности педагога в силу ее значимости, достаточно большого объема, сложности и специфичности в самостоятельный вид обучающей деятельности педагога. И хотя диагностика в принятом значении известна как раздел медицины, изучающий признак болезней, методы и принципы, при помощи которых

устанавливается диагноз, как исходное значение, определяемое переводом с греческого – «способный распознать», - дает основание и для вводимого термина «педагогическое диагностирование». Педагог, подобно врачу, вынужден осуществлять «определение, распознавание» (диагноз) состояния учебного процесса и причин его отклонения от

моделируемого при планировании. На основании результатов деятельности учащихся и данных наблюдения за педагогическим процессом педагог устанавливает по определенным показателям его состояние, т.е. положение, в котором находится педагогический процесс в данный момент времени. Осуществляя анализ показателей, он

выясняет причины происшедшего отклонения. Они могут быть связаны с неправильным выбором методов, приемов, средств и организационных форм обучения, неудачным логическим построением материала, неумелым применением методов педагогического воздействия, неудавшейся организацией учебно-познавательной деятельности, исходным уровнем знаний учащихся, недостаточным для усвоения нового учебного материала или его применения, состоянием каждого учащегося и другими причинами как внутреннего, так и внешнего характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Воспитательная работа с учащимися начальных классов как средство формирования у них познавательного интереса
В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание сист ...

Особенности физического развития младших школьников
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте ...

Условия организации работы над выразительностью чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым. 1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, у ...

Навигация