Планирование должно охватить весь процесс совместной деятельности педагога с обучающимися, включая всесторонний анализ содержания; формулировку цели и соответствующие ей моделируемые результаты; пути и средства достижения цели - методы обучения, используемые дидактические
средства, логическую последовательность изложения учебною материала и разнообразные возможности формирования системы знаний, умений, навыков; деятельности педагога и учащихся на всех этапах.
При этом педагог основывается на документах и методических указаниях,
учитывает современные достижения педагогики и смежных с ней наук, педагогический опыт предыдущих поколений, педагогов-современников
и личный. Ему необходимо соотнести указания, рекомендации, общие положения теоретического и практического характера с конкретным процессом обучения, в конкретной аудитории. Планирование - важный вид деятельности педагога, направленный на формирование системы знаний, умений, навыков и пронизывающий весь этот процесс. Тем не менее, оно не может быть основой, обеспечивающей взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося в процессе обучения, так как осуществляется на этапе, предшествующем обучению до их непосредственного педагогического взаимодействия.
Предъявление информации – вид деятельности педагога, который предполагает выступление его в роли посредника между накопленной обществом суммой знаний и теми, кому они передаются – учащимися. Передача знаний, имеющая несколько этапов и уровней и связанная с определенными способами и уровнями усвоения содержания, должна быть дидактически подготовленной. Однако, несмотря на значимость этого вида обучающей деятельности, он не может обеспечить постоянную взаимосвязь деятельностей педагога и учащихся. Во-первых, в процессе обучения используются и другие источники информации; во-вторых, выступление педагога в роли источника информации не охватывает всего процесса формирования системы знаний, умений и навыков, а является лишь его составной частью; в-третьих, деятельность педагога здесь имеет непосредственную связь с содержанием образования (соответствующей его подготовкой и изложением) как элементом объекта деятельности.
Формирование умений и навыков - вид деятельности педагога, связанный с передачей опыта осуществления деятельности. При этом формируется прежде всего опыт осуществления деятельности, уже освоенный человечеством в той или иной области.
Здесь можно различать такие уровни овладения умениями и навыками, как выполнение действий
по образцу, т.е. в знакомой ситуации, и выполнение действий
в
новой ситуации. Овладение умениями и навыками происходит на основе знаний, и они в конечном итоге должны представлять собой систему, являющуюся ядром результата, к которому ведет реализация педагогом его образовательной функции. Этот вид обучающей деятельности педагога очень важен, но обеспечить взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся на всех этапах обучения он не может, так как охватывает лишь одно звено учебного процесса.
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков - вид деятельности педагога, направленный на формирование системы всех составляющих элементов содержания образования. Прежде всего, отметим, что педагогу необходимо знания привести в систему. Для этого недостаточно добиться их систематичности, т.е. усвоения обучающимися материала в его логической связи и преемственности. Необходимо целенаправленно формировать в сознании учащихся систему знаний, представляющую их совокупность в соответствии со структурой научной теории (понятия, основные положения или законы, следствия). Этот процесс сложен и требует неоднократного преобразования информации, полученной обучающимися.
Материалы по педагогике:
Классификация дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В разных сборниках у ...
Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными ...
Понятие самообразования
Самообразование - целенаправленный процесс формирования человеком своей личности. Главным условием самообразования личности является наличие правильной самооценки, самопознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Ю.В. Сенько отмечает, что нет человека образованного, есть человек, ...