Обучение как деятельность обучающегося и педагога

Страница 3

Планирование должно охватить весь процесс совместной деятельности педагога с обучающимися, включая всесторонний анализ содержания; формулировку цели и соответствующие ей моделируемые результаты; пути и средства достижения цели - методы обучения, используемые дидактические

средства, логическую последовательность изложения учебною материала и разнообразные возможности формирования системы знаний, умений, навыков; деятельности педагога и учащихся на всех этапах.

При этом педагог основывается на документах и методических указаниях,

учитывает современные достижения педагогики и смежных с ней наук, педагогический опыт предыдущих поколений, педагогов-современников

и личный. Ему необходимо соотнести указания, рекомендации, общие положения теоретического и практического характера с конкретным процессом обучения, в конкретной аудитории. Планирование - важный вид деятельности педагога, направленный на формирование системы знаний, умений, навыков и пронизывающий весь этот процесс. Тем не менее, оно не может быть основой, обеспечивающей взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося в процессе обучения, так как осуществляется на этапе, предшествующем обучению до их непосредственного педагогического взаимодействия.

Предъявление информации – вид деятельности педагога, который предполагает выступление его в роли посредника между накопленной обществом суммой знаний и теми, кому они передаются – учащимися. Передача знаний, имеющая несколько этапов и уровней и связанная с определенными способами и уровнями усвоения содержания, должна быть дидактически подготовленной. Однако, несмотря на значимость этого вида обучающей деятельности, он не может обеспечить постоянную взаимосвязь деятельностей педагога и учащихся. Во-первых, в процессе обучения используются и другие источники информации; во-вторых, выступление педагога в роли источника информации не охватывает всего процесса формирования системы знаний, умений и навыков, а является лишь его составной частью; в-третьих, деятельность педагога здесь имеет непосредственную связь с содержанием образования (соответствующей его подготовкой и изложением) как элементом объекта деятельности.

Формирование умений и навыков - вид деятельности педагога, связанный с передачей опыта осуществления деятельности. При этом формируется прежде всего опыт осуществления деятельности, уже освоенный человечеством в той или иной области.

Здесь можно различать такие уровни овладения умениями и навыками, как выполнение действий

по образцу, т.е. в знакомой ситуации, и выполнение действий

в

новой ситуации. Овладение умениями и навыками происходит на основе знаний, и они в конечном итоге должны представлять собой систему, являющуюся ядром результата, к которому ведет реализация педагогом его образовательной функции. Этот вид обучающей деятельности педагога очень важен, но обеспечить взаимосвязь деятельности педагога и обучающихся на всех этапах обучения он не может, так как охватывает лишь одно звено учебного процесса.

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков - вид деятельности педагога, направленный на формирование системы всех составляющих элементов содержания образования. Прежде всего, отметим, что педагогу необходимо знания привести в систему. Для этого недостаточно добиться их систематичности, т.е. усвоения обучающимися материала в его логической связи и преемственности. Необходимо целенаправленно формировать в сознании учащихся систему знаний, представляющую их совокупность в соответствии со структурой научной теории (понятия, основные положения или законы, следствия). Этот процесс сложен и требует неоднократного преобразования информации, полученной обучающимися.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Общее содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической системы языка
Известно, что у детей с нарушениями речи, имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или ее несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен то ...

Контингент детей в школе V вида
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся ...

Анализ психодиагностических процедур
В исследовании были использованы, следующие диагностические методики: 1)Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой 2)Анкета «Стили Воспитания» О.М. Олышевская Задание: На листе белой бумаги нарисуй кактус- такой, каким ты себе его представляешь. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются ...

Навигация