- организация взаимодействия со взрослыми и со сверстниками;
- постепенно убывающая помощь воспитанникам в овладении способами (способностями) самостоятельного действования (процесс саморегуляции);
- обязательное наличие в структуре занятия этапов, обеспечивающих принятие детьми цели изучения спортивных движений, самоопределения, планирования своей деятельности, ее рефлексии и коррекции.
Классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки.
Их классифицируют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические, а также в зависимости от основных дидактических задач на:
а) методы приобретения новых знаний;
б) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами обучения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, побуждающие, поисковые.
По нашему мнению, наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная В.А. Санниковым и В.В. Воропаевым, к тому же она соответствует требованиям современного процесса обучения. В основе их классификации за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых боксеров в усвоении ими изучаемого материала. Она включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический);
5) исследовательский.
Указанные методы подразделяются на две группы:
1) репродуктивную (1 и 2 методы), при которой боксер усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы действий;
2) продуктивную (3, 4 и 5 методы), при которой боксер добывает новые знания в результате творческой деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что тренер сообщает готовую информацию разными средствами, а боксеры ее воспринимают, осознают, воспроизводят и фиксируют в памяти. Сообщение информации тренер осуществляет с помощью:
- устного слова (рассказ, объяснение),
- печатного слова (учебник, дополнительные пособия),
- наглядных средств (картины, рисунки, фотографии, кино- и видеофильмы),
- практического показа техники выполнения приема (в боевом ритме и с замедлением),
- показа выполнения приема в бою (при наблюдении за боем со стороны).
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных и эффективных способов передачи знаний от тренера к спортсмену.
Репродуктивный метод состоит в том, что тренер дает задания, а боксер их выполняет. От способностей боксера и трудности задания зависит, как долго, часто и через какие промежутки времени боксер должен повторять это задание, чтобы хорошо освоить изучаемый прием.
Оба метода обогащают боксера знаниями, умениями и навыками, а также формируют у него основные мыслительные операции (анализ, синтез) по тактическому применению данного технического действия.
Условием применения продуктивных методов обучения является наличие учебной проблемы. Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой боксеру необходимы новые знания, и в процессе ее решения эти знания должны быть усвоены. Например, спортсмен плохо боксирует на ближней дистанции, и перед ним встает проблема, как научиться вести ближний бой и что для этого нужно сделать.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре этапа:
1) определение проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
Материалы по педагогике:
Исследование социально-психологической адаптации первоклассников
Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе. Методика: проективный рисунок «Школа». Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной ...
Социализация как социально-педагогическое
явление
О понятии «социализация» В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, ко ...
Виды тестирования, классификация тестов
Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов (не считая тестов интеллекта, которые проводит преподаватель-конс ...