3) решение проблемных задач путем выдвижения различных способов действий и последовательной их проверки;
4) проверка результатов решения проблемы.
Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой – невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действий. Такое состояние создает у боксера потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.
Анализ проблемной ситуации – важный этап самостоятельной познавательной деятельности боксера. На этом этапе определяется, что известно, а что неизвестно боксеру и какая взаимосвязь между ними. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач. Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что известно и что следует изучить. Например, при изучении и совершенствовании ближнего боя можно выделить ряд проблемных задач: способы вхождения, ведения и выхода из боя.
Решение проблемных задач достигается последовательным изучением и совершенствованием каждой проблемной задачи отдельно. Выдвигаются возможные способы решения данной задачи и затем последовательно проверяются в боевой обстановке.
Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других, более эффективных способов решения проблемы. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить их суть и причины. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный опыт и знания, которые являются главным приобретением боксера и тренера.
Роль тренера и боксера на четырех рассмотренных этапах решения учебной проблемы может быть различной.
Метод проблемного изложения состоит в том, что все этапы решения проблемы выполняет тренер, а боксер только усваивает готовые знания, которые ему сообщает тренер.
Частично-поисковый метод состоит в том, что какие-то этапы выполняет тренер, какие-то этапы выполняет боксер, а какие-то этапы они выполняют совместно.
Исследовательский метод состоит в том, что все этапы решения учебной проблемы боксер выполняет самостоятельно, а тренер наблюдает за его действиями и оценивает правильность их выполнения.
Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. Можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:
1) учит боксера мыслить логично и творчески;
2) учит боксера самостоятельно искать нужные знания для преодоления встречающиеся затруднения;
3) делает учебный материал более доступным, а его усвоение более быстрым и прочным;
4) вызывает у боксера положительное эмоциональное отношение к обучению технике бокса;
5) формирует у боксера стойкие познавательные интересы и превращает его в творческую личность.
При обучении техническому приему можно пользоваться целостным или расчлененным способом его выполнения и показа.
При целостном способе выполнения у боксера вырабатывается общее представление об изучаемом движении и он усваивает ритм движения, создается наиболее точная картина последовательного взаимодействия отдельных элементов и фаз движения, а у тренера появляется возможность быстро выявлять наиболее трудные в координационном отношении части осваиваемого движения, которые не получаются у спортсмена.
Расчлененный способ выполнения позволяет изучать отдельные части целостного двигательного действия. Если боксер не может выполнить движение сразу, то его нужно расчленить на более простые части и осваивать их последовательно. Основное преимущество расчлененного способа состоит в том, что он позволяет боксеру сосредоточить внимание не на всем движении, а на его отдельной части.
Материалы по педагогике:
Методика обследования речи детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовит ...
Методика построения педагогического эксперимента
На данном этапе исследования перед нами стояли следующие задачи: Выявить наличие знаний детей о сезонных изменениях в природе у детей. Выявить знания педагогов о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Выявить наличие условий необходимых для успешного усвоения знаний о сезонных изменениях в ...
Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в
изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о ...