Содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 7

Материал: а-р-ш, д-м-ы, л-а-н-у, а-р-к, з-о-р-а, и-ш-а-н.

Процедура и инструкция: «Я буду произносить очень медленно звуки, которые перепутались; если они встанут правильно, друг за другом – из них получится красивое слово. Слушай внимательно». Экспериментатор произносит звуки с интервалом в 1-2 секунды. «Поставь эти звуки в другом порядке, правильно и произнеси новое слово целиком».

Оценка:

3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

2 балла – ребенок затрудняется в синтезе 2-3 слов, требуется помощь в повторении звуков двусложных слов;

1 балл – ребенок частично составляет только односложные слова, включает новые слова, состоящие из других фонетически близких или артикуляторно и акустически далеких звуков.

В. Исследование фонематических представлений

В.а)Исследование умения находить картинку, в названии которой есть заданный звук

Материал: картинки со звуками [т], [т,] [м], [м,], [с], [с,], [л], [л,], [р], [р,] – тигр, кот, мишка, мак, санки, сено, малина, ложка, репка, гора.

Инструкция: «Найди картинку со звуком [т], [т,] [м], [м,], …, [р], [р,]».

Оценка:

3 балла – все картинки с указанным звуком найдены самостоятельно и верно;

2 балла – ребенок допускает 2-3 ошибки при поиске картинок с предложенными звуками, испытывает затруднения при дифференциации звуков по твердости-мягкости согласных;

1 балл – ребенок показывает более половины картинок, не имеющие заданный звук.

В.б) Исследование умения подбирать слова на заданный звук

Материал: игрушки – [ш], одежда – [к], ягода – [м], дерево – [д], гриб – [с], фрукт – [б], цветок – [г], овощ – [п], время года – [о], мебель – [ш].

Инструкция: «Назови мне любую игрушку, чтобы там был звук [ш] и т.д.».

Оценка:

3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

2 балла – ребенок составляет 5-6 слов предложенных категорий;

1 балл – ребенок не может подобрать большинство слов, имеющих заданный звук.

Г.Исследование фонематической дифференциации

Г.а) Исследование способности различать фонемы

на основе слухового восприятия

Материал: картинки с изображением слов-квазиомонимов на различение

звуков по твердости-мягкости: мышка-мишка, лук-люк, хор-хорь;

звуков по глухости-звонкости: почка-бочка, сова-софа, год-кот, жар-шар, дрова-трава;

свистящих-шипящих звуков: коза-коса, мишка-миска, сук-жук;

аффрикат и их компонентов: плач-плащ, цветик-Светик, челка-телка;

артикуляторно и акустически далеких звуков: марка-майка, суп-кнут, бой-вой.

Процедура и инструкция: ребенку предлагается показать картинку вслед за названным экспериментатором изображением. «Посмотри на картинки. Покажи где мишка, а где мышка?» и т.д.

Оценка:

3 балла – все предложенные картинки найдены самостоятельно и верно;

2 балла – картинки найдены в долгом поиске, требуется акцент, повторение;

1 балл – ребенок допускает 3-5 ошибок при поиске картинок с предложенными парами слов, испытывает затруднения при дифференциации звуков.

Г.б) Исследование способности различать фонемы на основе слухопроизносительного анализа

Повторение серий слогов

Материал: ба-па, ка-га, за-ся, са-ца, ча-тя, жа-ша;

ба-па-ба, та-дя-та, ка-га-ка, са-ша-са, са-ца-са, жа-ща-жа.

Процедура и инструкция: «Сейчас я буду произносить слоги. Ты не увидишь моих губ, но если внимательно будешь слушать, то повторишь их за мной без ошибок. Итак, слушай внимательно и повторяй». Экспериментатор закрывает рот экраном, произносит материал, ребенок повторяет.

Оценка:

3 балла – ребенок быстро, самостоятельно, без ошибок повторяет серии слогов;

2 балла – допускаются единичные ошибки в сериях, ребенок замечает ошибки, пытается их исправить самостоятельно;

1 балл – происходит выпадение, замены, повторения звуков, слогов, слов в 3-4 сочетаниях; внимание на допущенных ошибках не акцентируется, принимается помощь взрослого.

Г.в) Исследование способности дифференцировать фонемы по представлению

Материал: картинки на выделение заданного звука

[п]-[п,]: поезд-пистолет;

[б]-[б,]: банка-береза;

[в]-[в,]: волк-веревка;

[т]-[т,]: тапки-тяпки;

[м]-[м,]: мышка-мишка;

[н]-[н,]: нос-кони;

[с]-[с,]: осы-оси;

[ц]-[т]: цыплята-тигрята;

[р]-[р,]: круг-крюк;

[л]-[л,]: ложка-лиса.

Процедура и инструкция: ребенку предлагается отложить картинки, в названиях которых есть заданный звук, не называя их. «Посмотри на картинки. Я буду называть звуки, а ты будешь искать картинку с этим звуком и откладывать её, не называя».

Оценка:

3 балла – все предложенные картинки отложены самостоятельно и верно;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Теории и виды образования
На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых-педагогов. Рассмотрим теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько овладение учен ...

Условия организации работы над выразительностью чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым. 1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, у ...

Виды тестирования, классификация тестов
Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов (не считая тестов интеллекта, которые проводит преподаватель-конс ...

Навигация